За последние месяцы сразу несколько российских произведений - фильмов, книг и песен - получили взрывную популярность на Западе. А еще, казалось бы, пару-тройку лет назад все твердили об отмене русской культуры по всему миру. Что же изменилось за это время и с чем связан успех российских произведений - об этом ЕАН рассказали культурологи Лилия Немченко и Георгий Цеплаков.
Из последних примеров, когда культурные объекты российского производства стали популярны в США и Европе, можно выделить сразу несколько. Во-первых, это рассказ Достоевского «Белые ночи», от которого оказались без ума английские подростки. Во-вторых, фильм «Анора» с российскими актерами получил бешеную популярность, а одного из актеров - Юрия Борисова - даже номинировали на «Оскар». Это шокировало многих представителей киноиндустрии и не только. Не уходит из повестки и песня «Сигма-бой» двух девочек из Москвы и Санкт-Петербурга, которая «залетела» в 10-ку американского музыкального рейтинга Billboard. Также стало известно, что фильм «Разъезд» Свердловской киностудии покажут в Лос-Анджелесе на Hollywood Shorts Film Festival и в Мадриде на Imagine India International Film Festival.
Екатеринбургский киновед и культуролог Лилия Немченко считает, что тренда на запрет русской культуры, в принципе, не было. Если посмотреть на репертуары мировых оперных театров и филармоний, то произведения композиторов Чайковского, Мусоргского вообще никуда не уходили, отмечает она.
«Это какая-то неправда про запрет, наверное, какие-то частные истории были с конкретными авторами или авторскими правами. Но если мы посмотрим на классическую русскую культуру, то она как была, так и остается, – отметила специалист. – А то, что выстрелили российские актеры, – это просто показатель, что ценится не происхождение, национальность или вероисповедание, а мастерство».
Немченко высказала мнение, что роль Юрия Борисова в «Аноре» не самая его лучшая актерская работа. «Но, может, заметили его по принципу - других не видели, поэтому посчитали эту работу лучшей». А то, что российского актера заметили в США, – причина порадоваться тому, что в этой профессии наши актеры остаются востребованными, считает культуролог.
С Лилией Немченко согласен и Георгий Цеплаков. Он также заявил, что отменить на Западе русское искусство невозможно. «Когда в 2022-м году начались голосования по поводу отмены, для меня, как культуролога, было понятно, что это временное явление, которое быстро будет преодолено», – сообщил он.
Возрастающий интерес к русской культуре он сравнил с маятником, который качнулся от позиции отказа в сторону признания.
«Мы видим всего через три года после событий зимы 2022-го резкий интерес на Западе, особенно в США и Европе, к тому, что происходит в России. Страна продолжает существовать, и те смыслы, которые есть в западной культуре и связанные с ней, тоже продолжают существовать. Отсюда интерес к Юре Борисову, «Аноре», рассказу «Белые ночи», песне «Сигма-бой» – это все только первые ласточки», – отметил культуролог.
По его мнению, если дальше будет происходить разрыв между политикой и общественной жизнью в Европе, то будет усиливаться культурное сближение между Западом и Россией.