[18+]
11 июня 2025 в 13:32

"На гражданке не так страшно": медик военно-санитарного поезда - о работе и любви в зоне СВО. Фото

ЕАН рассказывает о фельдшере Александре Граковой, работавшей в зоне СВО на военно-санитарном поезде
© «Уральские военные вести»
Фельдшер младший сержант Александра Гракова, полгода прослужившая на военно-санитарном поезде, вспоминает о том, как спасают и эвакуируют раненых из зоны СВО. Об этом ЕАН рассказывает совместно с газетой «Уральские военные вести».
В армию Александра пошла в феврале 2020 года: ее позвал брат, служивший в танковом подразделении. Когда началась спецоперация, Александру направили на военно-санитарный поезд. Тогда ее переполняли эмоции, был и страх от неизвестности. Понимание происходившего для медиков поезда пришло через знаки на дорогах и окружающую действительность - это была территория Украины.
«В тот февральский день, сидя в КАМАЗе с подругой Ольгой и водителем Андреем, я позвонила родителям, чтобы успокоить их. Сказала: «Новости не смотрите, у нас все хорошо». Хотя самой было страшно», - вспоминает Александра.
Работая до подписания контракта в реанимации, Саша привыкла к будоражащим сознание картинам действительности, но в зоне СВО все было иначе. «На гражданке было не так страшно», - призналась она.
В ходе спецоперации девушке пришлось перевозить раненых в госпитали, сталкиваясь с последствиями военных действий. Эвакуация раненых в госпитали Белгорода, Курска и других городов, бесконечные капельницы и перевязки – все это стало частью ее повседневной жизни, требующей мужества и самоотверженности.
Купе для медиков
По словам Александры, главной особенностью работы в поезде является ограниченное пространство. Санитарный поезд состоит из 16 вагонов, из которых 9 предназначены для перевозки раненых. Остальные вагоны включают вещевой склад, штабной вагон, кухню и столовую, есть отдельные вагоны для женщин, военнослужащих срочной службы и мужчин, для военной полиции с изолятором.
«Погрузка раненых занимала сутки. Например, в Россоши, куда пациентов доставляли автобусами, погрузка происходила с девяти утра до пяти вечера, затем шла подготовка к отправлению. В восемь вечера поезд должен был закрыть двери и отправиться в путь с первой остановкой в Саратове.
Часто возникали сложности с размещением раненых, учитывая их состояние и физические ограничения, так как не каждому удавалось расположиться на верхней полке. Но мы во всем помогали. После прибытия в Самару или Казань раненых развозили по другим госпиталям, учитывая тяжесть их ранений», - рассказывает Александра Гракова.
За время работы в поезде Александре довелось побывать во многих городах: Саратове, Вольске, Краснодаре, Ижевске, Казани, Ульяновске, Оренбурге, Тоцком, Новосибирске, Екатеринбурге, Елани, Челябинске, Тюмени, даже в родном Омске.
Александра Гракова
Гракова за работой
Благодарность раненых
В работе медика самое ценное – это выздоровевший человек.
«Иногда неделя в поезде творила чудеса. Представьте, в начале пути в вагон заносили полностью лежачего, а к концу маршрута он вставал на ноги. Когда военнослужащие высаживались на станции, всегда благодарили за нашу работу и доброе отношение», - продолжает Александра.
Она вспоминает, что ее сильно поразило то, как их встречали в некоторых городах.
«Знаете, что я запомнила больше всего? Не расстояния, не города, не тяготы работы. А остановку в Казани… Лето, жара. К одному из наших раненых приехали родственники. И вот они, представьте, на весь поезд привезли горы фруктов, выпечку, ароматный плов и другие вкусности, устроив настоящее пиршество. Я до сих пор чувствую этот запах! Они потратили столько душевных сил и денег, что порадовали не только своего раненого парня, но и всех, кто ехал вместе с ним! Мы ели два дня! Такая забота, такая щедрость!» - рассказывает Александра.
Медики из санитарного поезда все время в пути
Служба на СВО в санитарном поезде изменила и личную жизнь Александры – она вышла замуж.
«Как-то раз мы с подругой Олей вырвались в магазин в Клинцах. И там я впервые увидела своего будущего мужа. Оказалось, он был знакомым Оли. Та встреча не произвела на меня впечатления. Высокий, с торчащей челкой из-под шапки, в старой одежде, от него пахло дымом... В общем, с первого взгляда - мимо.
Но судьба, видимо, решила иначе. Когда я приболела, он пришел ко мне в палатку с кофе и шоколадкой. А я, знаете ли, за кофе и шоколадку душу продам! Решила, что можно и пообщаться. Потом кто-то из парней спросил: «А вы муж и жена?» Мы: «Нет». После чего уверенно повторил, глядя на нас: «Вы - муж и жена!» Вот так, можно сказать, и напророчили. Мой избранник оказался хорошим, заботливым мужем. Сейчас мы далеко друг от друга: он - в артиллерии, я - в медицинском подразделении в тылу. Но главное, что мы вместе», - говорит Александра.
Ранее ЕАН подготовил спецпроект ЕАН к 80-летию Победы «Свердловск - город госпиталей». В годы Великой Отечественной войны Свердловск стал идеальным местом для эвакуации – крупный город, промышленный центр и к тому же находился в глубоком тылу. В одном из материалов спецпроекта мы рассказывали о том, как проводилась эвакуация раненых на санитарных поездах в годы Великой Отечественной войны.
Ксения Клычкова
Свердловск - город госпиталей
avito
almaceramica
Главные новости
Трое свердловчан освобождены из украинского пленаБывший вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев выходит на свободуПлан «Ковер» в Оренбуржье снят, но опасность атаки дронов сохраняетсяКак конфликт Ирана и Израиля поможет нашим кошелькамПосле запроса ЕАН Роспотребнадзор выявил массу нарушений в китайских магазинах ЕкатеринбургаВласти Екатеринбурга намерены отменить несколько автобусных маршрутов