[18+]
22 июля 2025 в 20:57
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Как государство будет контролировать маркетплейсы и что изменится в их работе

Госдума приняла законопроект о цифровой экономике
© ЕАН / Архив
Сегодня Госдума приняла законопроект о платформенной экономике, который позволит регулировать маркетплейсы. Документ, по сути, устанавливает государственный контроль за работой маркетплейсов, продавцов и оборотом товаров. Разбираемся, зачем нужен этот законопроект и как он будет работать.

Зачем нужно регулировать маркетплейсы?

Как писал ЕАН, вопрос о регулировании цифровых платформ обсуждался с 2021 года на фоне взрывного роста оборотов маркетплейсов, чему способствовала пандемия коронавирусной инфекции. К слову, тогда еще депутат Госдумы Александр Хинштейн выступил за создание Цифрового кодекса. Тем более, что мировая практика по контролю за работой маркетплейсов уже сложилась. Свои регулирующие механизмы создали Китай и Евросоюз, а затем и власти США начали упорядочивать работу онлайн-платформ.
В России тем временем эксперты и антимонопольщики спорили, каким законам должны подчиняться участники онлайн-торговли. Минпромторг, пытаясь найти выход из ситуации, способствовал заключению соглашения между игроками о добровольном соблюдении антимонопольного законодательства в феврале 2022 года. Свои подписи под документом поставили представители «Яндекса», Wildberries, Ozon и других цифровых платформ.
Вот только представления о сути документа у сторон оказались разные. В Минпромторге считали, что соглашение предотвратит конфликты и поток жалоб от партнеров «Яндекс. Такси», Wildberries, Ozon и других остановится.
В цифровых платформах полагали, что соглашение дает им некий иммунитет. Потом уже проверки ФАС показали, что маркетплейсы условия соглашения особо и не соблюдали. При этом к 2022 году определились доминирующие игроки: на рынке маркетплейсов — это Wildberries и Ozon (между остальными 14 игроками распределены доли процента рынка), в сфере перевозок такси — это «Яндекс».
К 2024 году в правительстве осознали, что соглашение Минпромторга не работает и нужно принимать конкретные действия. В марте того же года премьер-министр России Михаил Мишустин поручил главе ФАС России Максиму Шаскольскому разобраться с хаосом на рынке маркетплейсов из-за того, что продавцы начали открыто выступать против политики Wildberries и ценообразования «Яндекс. Такси». Ради проверок был снят мораторий на проверки онлайн-платформ.
ФАС начала проверку, но дальше переписок с маркетплейсами и «Яндексом» дело не зашло. Шаскольский в конце прошлого года отчитывался, что антимонопольная служба указывала на нарушения, а участники рынка говорили, что все исправлено. При этом служба, в частности, не могла получить доступа к алгоритмам цифровых платформ для составления объективной оценки происходящего.
Отношение к маркетплейсам в правительстве поменялось после перераспределения полномочий в кабмине в мае 2024 года. Антимонопольную повестку начал курировать вице-премьер России – глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко. Поскольку работа ФАС результатов не давала, то уже осенью Григоренко поручил разработать отдельный законопроект, регулирующий цифровые платформы. С его же подачи получила распространение еще одна претензия государства к маркетплейсам — большая доля контрафакта на онлайн-платформах. И хотя компании заявляли, что принимают усилия, чтобы отрезать нелегальный товар от потребителя, получалось у них это так же, как у сервисов кикшеринга бороться с нарушителями на электросамокатах.

Что регулирует новый законопроект?

Принятый Госдумой законопроект представляет собой скорее каркас. Он вводит понятие «цифровой платформы» и устанавливает правила взаимоотношений между основными участниками: оператором платформы (маркетплейс, агрегатор), партнером (продавец или исполнитель услуги) и пользователем (покупатель).
Судя по документу, устанавливается тотальный контроль за продавцами и владельцами пункта выдачи заказов. Теперь нельзя просто взять и стать партнером маркетплейсов. Данные продавцов и пунктов выдачи заказов будут вноситься в специальный госреестр, который разработает правительство.
Маркетплейсы обяжут заключать договоры определенного типа с продавцами. Тем же документом устанавливаются требования к скидкам на товары; процедуре изменения договоров; логистической инфраструктуре оператора, пунктам выдачи заказов. Карточки товаров после вступления закона в силу будут содержать обязательное указание на госрегистрацию, чтобы исключить оборот контрафакта.
Вводится также обязательная досудебная процедура разрешения споров. То есть службы поддержки маркетплейсов не смогут теперь просто отмалчиваться в случае появления претензий со стороны продавцов или покупателей.
Для партнеров платформ в законе закрепляется право обратного требования (регресса) к оператору платформы. Например, продавец возместил ущерб покупателю, но вред был причинен не по его вине.
В свою очередь правительство России к этому каркасу должно разработать восемь подзаконных актов. Документы, в частности, необходимы для утверждения правил ведения и формирования реестра партнеров маркетплейсов; порядка проверки информации в карточках товаров (исполнение требований по маркировке, ссылки на записи в реестрах соответствия, свидетельства о госрегистрации и пр).
По сути, данный законопроект должен убрать все те противоречия и претензии, которые накопились к маркетплейсам со стороны продавцов, пунктов выдачи заказов и покупателей. Это и произвольные акции, объявляемые онлайн-платформами, и зачистка от контрафакта через ужесточение требования к карточкам с описанием товаров, и фактически госрегистрация продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов.
Однако есть один нюанс в процессе принятия законопроекта: маркетплейсы не особо сопротивлялись его принятию в отличие от прошлых попыток зарегулировать онлайн-компании. Достаточно вспомнить, как онлайн-платформы яростно сопротивлялись отмене моратория на проверки. Но уже известие о государственном регулировании восприняли спокойно.
Свердловск - город госпиталей
avito
Главные новости
При реконструкции аэропорта в Оренбурге завышались цены по госконтрактамНачинающим свердловским аграриям раздадут деньгиВласти Екатеринбурга повысили затраты на школьные обедыСвердловский турэксперт спрогнозировал падение спроса на Египет у россиянВ Екатеринбурге отменили рейсы на популярные курортыСвердловчане продолжают массово устанавливать самозапрет на займы