Меньше чем через месяц, 14 февраля, состоится опорное заседание Банка России по ключевой ставке. Аналитики считают вероятность ее повышения достаточно высокой, но в то же время говорят, что она меньше, чем, например, была в октябре. Что будет с ценами и в целом с экономикой, если рост ключевой ставки продолжится? И есть ли другие способы сдержать инфляцию? ЕАН спросил об этом депутата Госдумы от Челябинской области, председателя совета регионального отделения партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» Валерия Гартунга.
- Валерий Карлович, каково ваше видение того, что сейчас происходит в экономике России?
- То, что больше всего сейчас беспокоит граждан, – это рост цен. При этом главной причиной роста цен в России является не разбалансировка спроса и предложения, как это происходит иногда в рыночных экономиках по всему миру. Там, если спрос превышает предложение, то растут цены. Если спрос меньше, чем предложение, например, перепроизводство, то цены падают.
В России совсем другая история. У нас нет такой конкурентной среды, как во всем мире. У нас основные сектора экономики либо находятся под контролем государства, либо крайне монополизированы.
С одной стороны, это наследие советского госплана. А с другой – тенденция последних 20 лет, когда государство просто собирало под свой контроль те компании, которые в 90-е годы были приватизированы. В последние два года этот процесс активизировался – государство, для того чтобы обеспечить свою безопасность и суверенитет, берет под контроль стратегические компании.
В совокупности все это формирует особую среду функционирования экономики в Российской Федерации, в которой инфляция – это не инфляция разбалансировки спроса и предложения, а инфляция издержек.
Почему растут цены? Возьмем, например, газ и нефть. Здесь несколько государственных компаний контролируют весь рынок. А ведь топливо – это основа транспортных расходов.
Или если взять, например, сельское хозяйство. Мы провели исследование, которое показало, что буквально несколько компаний контролируют весь экспорт зерна и фактически все дотации, которые получают сельскохозяйственные производители, через повышенные тарифы на перевозку зерна, эти компании забирают себе.
- Почему увеличение ключевой ставки в прошлом году не позволило остановить рост цен?
- Опять же в силу специфики российской экономики. Центральный банк, пытаясь остановить рост цен, поднимает ключевую ставку. Тем самым Эльвира Набиуллина считает, что она снизит потребление.
Теоретически, если снизится потребление, а рост производства останется прежний, то цены должны пойти вниз. Но у нас так не работает. Почему? Да потому что у нас крайне монополизирована экономика!
Подняв ключевую ставку, сделав более дорогими кредиты, ЦБ создает условия, при которых монополистам более выгодно положить свои деньги на депозиты, чем пускать их в оборот. Сейчас по депозитам компания получает 24-25%, а чтобы отбить эти 25% годовых в производстве, например, прицепов или автомобилей, окупаемость должна быть максимум три года. Где вы такую окупаемость видели? В машиностроении рентабельность 5-7%. То есть фактически окупаемость - 15 лет. Получается, что выгоднее положить деньги на депозит и просто получать проценты.
В итоге, когда деньги стали дорогими, компании-монополисты перестали расширять свои производства, положили средства на депозиты, но при этом сократили производство и подняли цены. К чему это привело? К росту цен! То есть Центробанк, с одной стороны, пытается ключевой ставкой остановить инфляцию. А с другой стороны, сам же подстегивает ее.
- Какова вероятность того, что будет инфляция, как в 90-е, когда цены росли каждый день чуть ли не на треть?
- Если эта тенденция будет продолжаться, то мы получим стагфляцию. Как в 90-е, когда цены росли, а заводы стояли.
- Какими реальными способами можно бороться с ростом цен, не повышая ключевую ставку?
- Есть надежда все исправить. В декабре наша фракция направила письмо в Центральный банк, где мы написали, что повышение ключевой ставки только увеличивает издержки и фактически толкает цены вверх. После этого письма ЦБ оставил ставку без изменения. Это хорошая новость. К нашим аргументам о том, что повышение ключевой ставки рост цен не остановит, наконец прислушались. Но успокаиваться рано, потому что даже при действующей ключевой ставке фактически экономика убивается. И сейчас дело за правительством. Оно должно запустить программу, аналогичную той, которая действовала два с половиной года назад, когда крупнейшие предприятия, способные увеличить производство дефицитных товаров на российском рынке, получили поддержку. Если правительство это сделает, экономика вернется на траекторию промышленного и экономического роста.
- Как, по вашим ощущениям, будет складываться ситуация с ценами в течение этого года?
- Все будет зависеть от действий правительства и Центрального банка. Свои предложения о том, какие меры надо принять для изменения тенденции, я уже неоднократно озвучивал на заседаниях Государственной думы. Надеюсь, к моим аргументам прислушаются.