Агентство ЕАН с помощью экспертов продолжает подводить итоги недели. По традиции в эту пятницу мы обсудили с нашими спикерами последние важные события, произошедшие в Екатеринбурге, Свердловской области и стране.
Мечеть в центре Екатеринбурга: быть или не быть?
На этой неделе в Екатеринбурге утвердили три потенциальные площадки под строительство собора Святой Екатерины. Это пустырь на Фурманова-Белинского, участок на Горького, 17 — территория Приборостроительного завода и площадка у цирка, где раньше находилась снесенная телебашня. Окончательное решение о том, где построить кафедральный собор, будут принимать жители.
На фоне бурных обсуждений ожидаемо возмутились мусульмане, которые уже много лет надеются на то, что для них в центре города наконец-то построят соборную мечеть. Еще при губернаторе Эдуарде Росселе обсуждалась идея создать в городе, неподалеку от действующей Синагоги, площадь Мира и Согласия, которая могла бы объединить три религии: христианство, ислам и иудаизм. Однако проект так и остался на бумаге, и сейчас, на фоне «храмовой» дискуссии, самое время его реанимировать, считают представители мусульманской общественности. Они даже записали соответствующее видеообращение к президенту РФ Владимиру Путину. Нужна ли мечеть в центре столицы Урала и что она даст городу, мы поинтересовались у экспертов.
«Мне кажется, что строительство Соборной мечети решит сразу несколько проблем. Во-первых, поддержит право мусульман, коих в области около полумиллиона человек, на то, чтобы иметь возможность поддерживать веру и отмечать религиозные праздники в соответствующей атмосфере. Во-вторых, Соборная мечеть подчеркнет евразийскую отнесенность Екатеринбурга, его мультикультурность. В-третьих, она станет одной из культурных доминант города. В-четвертых, несомненно, повлияет на инвестиционную и туристическую привлекательность Екатеринбурга. Соборная мечеть - не только для мусульман, она - для всего города», - убежден доцент Уральского федерального университета, кандидат филологических наук, военный журналист Валерий Амиров.
О том, что мечеть должна быть именно в центре города, говорит и полномочный представитель главы Чеченской республики в Свердловской области Салаутдин Мамаков.
«На сегодняшний день все те площади, которые предлагаются под застройку Соборной мечети – они абсолютно не соответствуют ни времени, ни месту, ни статусу Соборной мечети. Место должно быть в центре города, чтобы каждый горожанин смог быстро добраться до мечети на молитву.
Конечно, мусульмане чувствуют себя ущемленными. Потому что коренные жители, татары и башкиры, которые строили город и заводы, поднимали страну в трудные годы, а также и те мусульмане, которые приехали в Россию трудятся и на стройках, и в сфере ЖКХ, и врачами, и инженерами, своим трудом вносят вклад в развитие ее экономики. Но вот отношение к ним, вернее к нам, никакое. А мы хотим, чтобы Соборная мечеть в достойном ее месте, а лучше была на том же месте, где и было запланировано в самом начале – на Площади Мира и Согласия», - отмечает Салаутдин Мамаков.
Депутатский контроль на границах законодательства
На этой неделе екатеринбургские депутаты сделали то, что еще год казалось немыслимым — направили коллективные обращения в прокуратуру, следственный комитет и полицию. Они просят провести проверку одной из самых популярных у городских чиновников и коммерсантов схемы выделения земельных участков без торгов. На кону — миллиарды рублей, не дошедших в свое время до бюджета.
Обращение депутатов многие восприняли со скепсисом. В их готовность довести дело до суда и кого-нибудь из вице-мэров Екатеринбурга посадить за решетку — не верят.
«Депутаты уже показали, что они здесь власть. И так оно и есть. Все инструменты для контроля — у них на руках. Поэтому они в состоянии доставить огромные неприятности тем чиновникам, которые смотрят с улыбкой на сегодняшние заявления», - не согласен с таким мнением политтехнолог Александр Пирогов.
В тоже время эксперт отмечает, что действительно многие действия депутатов в первую очередь связаны не с достижением абстрактной справедливости, а с обострившейся борьбой за имеющиеся у муниципалитета активы. В этом случае обращение в прокуратуру — один из способов давления на чиновников.
Однако даже такая ситуация выгодна горожанам, поскольку требует от чиновников тщательного соблюдения границ законодательства и его трактовок, чтобы не потерять все нажитое «непосильным трудом».
«Закон — это те рамки, в которых чиновники в любом случае существуют. Другой вопрос, что закон может трактоваться по-разному и достаточно широко. И важно то, как осуществляется контроль над этими рамками, не трактуются ли они слишком широко. И если депутаты начнут за этим приглядывать — это будет для всех плюс. В том числе, кстати, и для самой горадминистрации, для которой это станет сдерживающим фактором, чтобы не зарваться. Депутаты в таком случае станут явным общественным контролем, возьмут на себя роль, понятную для массового сознания», - поясняет Александр Пирогов.
Запрещенная Грузия
На этой неделе в политической и туристической повестках активно обсуждался российско-грузинский конфликт. Авиакомпании и туроператоры начинают возвращать туристам деньги за приобретенные билеты и путевки: с 8 июля по указу Владимира Путина вводится запрет на авиаперевозки россиян в Грузию.
По предварительным оценкам, на данный момент в Грузии находится 25 тыс. россиян. Из них 6-7 тыс. тех, кто отправился на отдых по путевке, остальные путешествуют самостоятельно. Как отразится запрет на туристическом рынке России, и какую бюджетную альтернативу могут найти наши путешественники, ЕАН поинтересовался у экспертов туристической отрасли.
«Искренне жаль, что новое перспективное направление «схлопнулось» в связи с обстоятельствами, никак не зависящими ни от туристов, ни от туроператоров, ни от турагентов. Это в очередной раз говорит о том, что выездной поток из России снижается. Во многих странах русских туристов уже заменили китайцы, которые в настоящее время активно путешествуют по всему миру. У нас же вектор развития туризма сейчас четко определен тезисом «Крым наш», - говорит член координационного совета по туризму при администрации Екатеринбурга Олег Хигер.
Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев отмечает, что большого ущерба российским турфирмам закрытие Грузии не нанесло.
«Те туроператоры, которые организовали туры в Грузию, работают также по многим другим направлениям и могут предложить туристам альтернативу. Это могут быть другие республики СССР, например, Армения, Азербайджан. Возможно, снова будет популярен Кыргызстан. Также есть такие востребованные направления, как Кипр, Греция, но они, конечно, куда более дорогие, чем Грузия.
Самим туркомпаниям большого ущерба закрытие Грузии не нанесло, так как во-первых, государство дало две недели на вывоз туристов, то есть тут не идет речи об экстренной эвакуации. А во-вторых, все-таки основная масса путешественников летала туда самостоятельно. Поэтому для туроператоров Грузия не была массовым направлением», - говорит Михаил Мальцев.
С ним солидарна директор турагентства «Инна-Тур» Инна Аверьянова считает, которая заявляет, что за последнее время не отправила на этот курорт ни одного туриста.
«Как правило, основная масса людей ездили туда на недельку на регулярных рейсах самостоятельно, без путевок. У нас же по-прежнему востребованы Турция, Греция, Кипр. Так что на нашей туротрасли нововведения никак не отразятся, а вот сама Грузия, скорее всего, потеряет куда больше: все-таки путешественников из России там было много», - говорит эксперт.
Мария Трускова, Игорь Чукреев
Фото: pixabay.com