РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 17 февраля 2021 в 12:33

Сергей Федяков: «Сделать из ЦПКиО Universal или Disneyland не получится. Даже пытаться не надо»

© Алексей Колчин для ЕАН
ЦПКиО рискует навсегда остаться старым «советским» парком развлечений, а своего Disneyland в Екатеринбурге не будет никогда. Член городской Общественной палаты и большой энтузиаст апгрейда парка культуры и отдыха Сергей Федяков объяснил ЕАН, когда и в какой точке «застряла» идея реформ, почему нужно остановить экспансию в парк структур СвЖД и чего в этой истории боятся чиновники.
- Сергей, начнем с горячих новостей. Свердловская железная дорога намерена начать строительство в ЦПКиО своих объектов на своей же земле. Твое отношение к этому проекту?
- Как и многие, они видят и понимают, что парк никто активно не развивает, и начинают двигать свой проект, свой концепт. По-своему железнодорожники молодцы, привлечение молодежи в свою орбиту, формирование интереса к отрасли, демонстрация того, чем они гордятся.
Но молодцы они в рамках своей корпоративной программ, своей культуры с ее ценностями и приоритетами. Это их задача. Но нужна ли корпоративная программа железной дороги парку? Насколько это городская задача? Мне кажется, что не нужна, это не городская задача.
Железная дорога – очень своеобразная институция. В парке она оказалась давно, это еще советское решение. Но я уверен: железной дороге, даже детской, здесь не место. Ж/Д в мире – это всегда «грязь и шум». Во всем мире боятся даже назвать что-то «железнодорожным вокзалом», так как стоимость недвижимости в окрестностях сразу падает. Мы же готовы идти дальше и строить что-то железнодорожное в городском парке отдыха.
- Их нужно так или иначе остановить?
- Да. Они говорят, что хотят сделать там музей своей техники. Интересный план, но что мешает сделать это под открытым небом? Ходите – любуйтесь.
Кстати, судя по эскизам их проектов, этого веерного депо – это повторение прекрасного Технологического музея в Берлине. Но немцы ничего не строили, они приспособили под проект старое депо, дали ему новую жизнь.
Что хорошего может сделать СвЖД? Давайте честно: они не проводят международных конкурсов, не привлекают маститых или, наоборот, молодых и дерзких архитекторов, все продукты исходят из какого-то их внутреннего бюро и лично мне не нравятся.
Тот же «вокзал» детской СвЖД, который в парке давно работает, я бы засадил очень плотно какими-нибудь елками, чтобы его не было видно. Такие стройки оставляют город в прошлом. Если вы что-то строите – стройте из будущего, как тот же новый офис РМК, а не из прошлого.
Второй момент. Этот объект для них неэффективен и убыточен. Но опять же: зачем это Екатеринбургу?
Увы, в отличие от города, у них все в порядке с деньгами, все в порядке с документами. Согласовывай – и начинай стройку. Только боюсь, что в итоге, проезжая вечером по Ткачей, мы будем видеть вывеску «СвЖД», а не «Парк культуры и отдыха».
- Ты говоришь, что парк никто активно не развивает. Но за последние пару лет только и разговоров, что о ЦПКиО. А с новым директором, Екатериной Кейльман, вроде бы начались позитивные движения и внутри.
- Да, была разработана концепция, бизнес за это заплатил. В этой концепции по ТЭО 1 200 000 рублей могли внести бизнес и 500 миллионов рублей бюджет (это деньги на инфраструктуру и благоустройство). Но главных решений никто не принял, правовые отношения остались прежними и бюджетных средств не нашлось, в итоге 1 200 000 частных инвестиций в парк не пришли. Новый прогрессивный директор посмотрела на все это и ушла в текучку: главное - расчистила! И без наличия бюджета развития начала работать, привлекать небольших инвесторов (например: получился отличный каток в этом году).
Если не принять принципиального решения, ничего глобально нового мы не увидим. Кроме замены аттракционов и киосков с общепитом. В сегодняшней модели управления парка реализация новой концепции, которая уже прошла общественное обсуждение, невозможна.
Мы должны понять главное: пока парк находится в управлении муниципального учреждения, у которого нет бюджета развития, а земля парка принадлежит «области», он не получит 1 200 000 частных инвестиций. Черменинов, Шадрин, Кейльман, каждый новый директор – заложники этой ситуации.
- Откуда вообще пошла идея сделать из ЦПКиО «нормальный парк»? Кажется, после скандала с «могилками», мрачными памятными знаками, которые появились при Романе Шадрине…
- Нужно поблагодарить Александра Геннадьевича Высокинского, на самом деле, при нем ведь все это началось, приняли концепцию. Он жил в этом районе, парк – это его детские воспоминания и личная история. Правда до принятия принципиальных решений дело в итоге так и не дошло.
На мой взгляд, подсознательно идея апгрейда была больше связана с федеральными трендами на благоустройство. Но любые идеи должны быть подкреплены бюджетом, Бюджетный кодекс сегодня в чем-то даже важнее Конституции, если нет статьи на развитие – все на стопе, нет смысла и дергаться.
Для всех очевидно, что сегодня в России работают только федеральные тренды, а не местные. Я готов с кем угодно спорить, что не будет в Екатеринбурге второй ветки метро: зачем это Москве? А может она и правда не нужна, когда замкнем ЕКАД. Все разговоры о ней – просто чтобы кастрюлька кипела и пар выходил.
Хорошо что попали в федеральную повестку с ЧМ по футболу и Универсиадой – молодцы!
- Но попытка что-то сделать своими силами была, давай поговорим об этом поподробнее.
- В ходе последнего объезда парка еще Высокинским я услышал от него: «Екатерина, вы молодец, работайте», – я понял, что деньги она не получит. Потому, что умеет справляться своими силами.
По поводу реализации новой концепции парка, у власти нет решительности и политической воли сказать: «Бизнес может сделать лучше, чем государство». Боятся.
Сделать классный парк предложили девелоперы, которые ведут стройку по его западному краю. Они поняли, что если будет крутой парк – капитализация их недвижимости будет расти, оплатили концепцию, готовы были вкладываться, речь шла примерно о 1,7 миллиардах рублей, из которых на бюджет приходилось лишь 500 млн.
Может у этого проекта и сегодня есть шанс, но бизнес не может стоять в очереди годами, нет очереди из инвесторов, которые готовы вложиться в социальные проекты.
- Власть опасается, что народ ее не поймет, ведь парк – этот городское достояние.
- И в результате к парку отношение: «Ну живет же». Власть действительно живет «в страхе» на уровне подготовки любого решения. Все заточено на то, чтобы чиновник, который поставит подпись под тем или иным проектом, сохранился.
Это сутевая вещь бюрократии в любой стране: дожить до пенсии. Основная задача при жизни: не поставить никакой «опасной» подписи – в наших реалиях любую историю можно развернуть в любую сторону. Чем меньше подписей – тем больше шансов дожить до пенсии.
«Чтобы парк развивался – нужны частные инвесторы, чтобы они пришли – нужно передать эту землю городу, но у чиновников срабатывает страх: «А вдруг меня за это прижмут?», этот же «страх» и по поводу выделения средств из бюджета».
Если бы вдруг создалось ощущение, что без нового парка невозможна, например, Универсиада-2023, уверен на 100 процентов, что все сделали бы. Но пока ЦПКиО нет в этой повестке.
- Он был в повестке в 2015-2018 годах в связи с чемпионатом мира по футболу…
- Да, думали, что это шанс получить некое материальное наследие, завести туда федеральные деньги. И в итоге в парке сделали фан-зону, хотя, на мой взгляд, это было неправильное решение. Ее надо было делать около УрФУ, превратив в фан-зону почти весь проспект Ленина, соединив ее с Центральным стадионом единой прямой по логистике, где уже болельщиков встречают готовые рестораны и гостиницы.
В итоге все полученное ЦПКиО «наследие» – асфальт, который в парке не нужен и который сейчас нужно убирать, ну или сделать на нем каток зимой.
- Как тебе Кейльман?
- Она – молодец, хочет сделать лучше, но «руки у ее связаны» – денег в бюджете нет, и земля не «городская».
Шанс был, когда речь шла об инвестициях, о которых мы говорили выше. Парк бы управлялся каким-то условным советом директоров от бизнеса, а не директором муниципального учреждения. Да, он бы тоже входил в общий управляющий орган, но взял бы на себя скорее функции управляющей компании: подметать, убирать мусор, следить за светом и благоустройством.
Это же учреждение занималось бы выполнением муниципального задания, проведением городских праздников. Остальное – отдать бизнесу.
- 1,7 миллиарда – это много для этой сферы?
- Вовсе нет, всего лишь один год финансирования московского Парка Горького. Его апгрейд в свое время обошелся в 3,5-4 млрд и, если не ошибаюсь, бюджетных рублей.
- Как все это инвестор будет отбивать? Общепит?
- В основном да. Общепит и досуг, спорт досуговый. Конечно, об окупаемости за 2-3-года здесь речь не идет, но все равно это отбивается.
- А развлечения? Аттракционы?
- Именно из-за отсутствия денег на нормальное развитие в бюджете муниципальное учреждение – заложник «аттракционного» подхода. Основные деньги сегодня зарабатывают аттракционы, и МУ вынуждено их развивать, чтобы жить. Но в новой концепции их вообще нет.
ЦПКИО – парк культуры и отдыха, это не развлекательный парк, с присущим ему шумом, грохотом. Это не то место.
Развлекательный парк – это иной концепт и иной объем инвестиций. Чтобы все это отбивать – нужен круглогодичный парк, очевидно, крытый. Иначе на Урале это нереально. Что-то подобное планировал построить Муцоев (бизнесмен, депутат Госдумы, - прим. ЕАН) по франшизе Dreamworks. Как точка некоего регионального притяжения.
Нельзя совмещать «культуру» и «отдых» и глобальные развлечения. Точнее, можно, но ничего хорошего из этого не получится.
- Свой Disneyland у нас будет?
- Нет. Не тот климат, 60% года аттракционы будут простаивать. Слабый трафик и не очень зажиточное население. Сомневаюсь.
Disneyland не будет, аттракционов в ЦПКиО не будет. А дети?
- Детям - паровозики и машинки, это не шумно, красиво и эстетично. А большие и шумные аттракционы – в другой парк. Нам при всем желании в ЦПКиО UNIVERSAL или Disneyland не сделать. И пытаться не надо.
- Прогуляться и поесть?
- Конечно. Ресторан, отдых, прогулка спорт. Условный волейбол, футбол, который надо зонировать. Прокат лыж, велосипедов, роликов. Новый ЦПКиО должен быть про ЗОЖ и про отдых. Не про поржать, поесть попкорн и покататься на американских горках. Здоровый образ жизни, семейный формат – мы идем в эту сторону.
Главное и уникальное, самое дорогое что уже есть в парке – это здоровый лес.
- С отдыхом более менее понятно. А что с культурой?
- Театр эстрады в аварийном состоянии, там нужно возводить что-то новое. Что там сможет построить город или область? Условное государство. Будет ли это эффективно с точки зрения бизнеса? Сомневаюсь.
- А что делать с бывшим кинотеатром имени Маяковского?
- Вот этот объект мог бы стать серьезной боевой единицей «культурного» фронта.
Конечно, у меня душа болит прежде всего за кинопрокат (Сергей Федяков долгие годы возглавлял кинотеатр «Салют», пытался реанимировать кинотеатр «Колизей», – прим. ЕАН). Конечно, в здании кинотеатра надо делать кинотеатр. У нас в городе нет красивого, старого, светского, если угодно, кинотеатра, подобно «Художественному» в Москве. Проект в «Колизее», увы, реализовать не удалось, не поверили, что это может работать. Хотя в любом мировом городе этот жанр есть и работает.
Кинотеатр «Маяковский» со своеобразной буржуазной манерой просмотра кино, за столиками, со своим оркестром. Почему нет, мне кажется, это прекрасно. Конечно, на билетах тут не заработать, в парке культуры нужно показывать «культуру»: арт-хаус, фестивальные вещи, встречи с режиссерами. В «Колизее», на муниципальной площадке, это сделать не получилось, а в ЦПКиО это было бы реализуемо. Но опять же, если бы этим занялся бизнес.
Вытащил бы этот проект все тот же общепит. Думаю, речь могла бы идти о суммах порядка 70-80 миллионов. Кстати, это единственное здание в парке, где можно работать уверенно, там в отличие от остальной территории есть сети.
- ЦПКиО лет через 30 – что это? Зеленый остров в окружении высотной застройки?
- Ну полностью жильем его наверное не закольцевать. Хотя я лично ничего плохого в варианте «Централ парка» не вижу. Что плохого в том что люди будут жить вокруг парка? А так у парка «бесконечная» история развития, надо только пешеходный мост перекинуть через объездную дорогу.
Думаю, в итоге в ЦПКиО перестанет ездить весь город. Кому нужно будет ехать туда, к примеру, с Уралмаша или Ж/Д района?
- С детства помню, что ездили в два места – ЦПКиО и Шарташ…
- Ну это же не от хорошей жизни. Нужно строить свои хорошие парки в других районах. Есть прекрасные проекты парка в Академическом, Солнечном.
Не скверы и скверики, а именно парки. Только без этих дорогих заборов, которые мы видим, например, у дендрариев на Мира и 8 Марта. Там, где у нового паркового проекта есть забор – лучше, чтобы он вообще не реализовывался, потому что он не для людей. Парк с забором – это прошлый век, так же как и дом с забором. Лишние затраты и некомфортно, несмотря на редкие случаи эстетики. В «городе свободы» надо вообще методично их начать убирать.
- Забор когда-то был частью системы платного входа. Эта идея имеет право на возрождение? Для заработка на проведение изменений.
- Это очень плохой вариант. Вход в парк должен быть бесплатным, туда должны приходить и приезжать разные люди, никаких заградительных барьеров быть не должно. Пешеходы, роллеры, велосипедисты вполне могут существовать не пересекаясь.
- Что предполагала новая концепция с точки зрения бюрократической?
- Передать землю городу. Дать гарантии бизнесу, что ему можно туда зайти и его оттуда не выгонят. Муниципальный директор парка таких гарантий дать не может, с им самим могут не продлить контракт.
Для управления этим должно быть создано АО в рамках ГЧП (которое боятся чиновники, потому что их за это могут «посадить» и, видимо, это не шутка. В ЕКБ нет ГЧП).
Передать ЦПКиО бизнесу и получить на выходе суперпарк, куда с удовольствием будут ходить люди – единственный реальный сценарий. Тем более, что для посетителя не имеет значения форма собственности и управления парком, МУП это, АО или еще что-то.
- Для такого проекта нужен один «хозяин». Иначе парк легко развалился бы на 10 частей, в соответствии с личными пристрастиям того или иного участвующего инвестора.
- Тут не нужен один богатый инвестор, 1,2 миллиарда – это даже не уровень Козицына, Алтушкина или Симановского. Есть простые, «средние» бизнесмены, которые обладают такими деньгами. Главное, придерживаться утвержденного концепта.
Конечно, должен быть один оператор, который соберет под своим началом других участников.
- Новое колесо обозрения, с которым сейчас все носятся, парку нужно?
- Конечно же, оно не в концепции, это опять же скорее в парк развлечений. С другой стороны, логику решения я понимаю, это сегодня главный источник зарабатывания денег.
Само по себе колесо – это хороший аттракцион. Но оно должно стоять где-то в другом месте, на высокой точке, над всем городом. Сегодня, учитывая реалии ЦПКиО, «пассажиры» этого аттракциона будут смотреть в окна окружающих высоток «Клевер парка», «Олимпийского», а оттуда им будут махать жильцы. Какой в этом смысл?
- Смена власти в Екатеринбурге, замена Высокинского на Орлова – это поможет вернуться к идее преображения парка или окончательно ее похоронит?
Все зависит от самой власти, от ее готовности. Давайте говорить честно: принципиальные решения в городе в последние годы принимает губернатор. Им управляется город. Вертикаль. Если Евгений Куйвашев решит: «Здесь будет «Централ парк»» – здесь будет «Централ парк». Но не ранее.
- Про то, что Шарташ должен стать парком-жемчужиной, он сказал летом 2017 года. Прошло почти 4 года, но с тех пор там мало что изменилось…
- Нужен прагматичный бизнес-подход. Сроки – средства – ответственные. Может, стоило поручить реализовывать проект бизнес-структуре, например, «Малышева, 73» и тем, кто еще ведет там застройку. Но без решения губернатора все равно не обойтись.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42
almaceramica
Главные новости
Бюджет Свердловской области на трехлетку принят в первом чтенииСвердловский губернатор Евгений Куйвашев пригрозил отменой льгот для молочниковБюджетом Свердловской области на 2025 год предусмотрено 300 млрд на социалкуЧто нужно знать екатеринбуржцам, отправляясь в Камбоджу. Лайфхаки от ЕАНСвердловских пользователей электросамокатов допустят до поездок через "Госуслуги"СКР возбудил уголовное дело из-за точечной застройки «Астона» в Екатеринбурге