Реформа системы общественного транспорта в Екатеринбурге в очередной раз буксует. Пассажиры все чаще сталкиваются с перебоями в работе автобусов, обслуживающих муниципальные маршруты, сам перевозчик судится с собственными сотрудниками, попутно жалуясь на дефицит кадров.
Подробная картина происходящего – в материале ЕАН.
Фото: Антон Гуськов для ЕАН;
Уральская зима не щадит пешеходов. Мечты об обогреваемых остановках остались мечтами: вместо тёплых остановок соорудили «умные», да и те – далеко не везде. А потому будничные вылазки на работу оборачиваются для большинства екатеринбуржцев маленькой войной со стихией.
Война эта проиграна заранее. Сколько бы слоев одежды не намотал на себя потенциальный пассажир, ледяной ветер в мгновение выстудит из него любые светлые чувства.
И в ту минуту, когда к остановке наконец подъедет машина с заветным номером, промороженный насквозь горожанин, позабыв всякий гуманизм, начнет расталкивать товарищей по несчастью коленями и локтями, лишь бы забиться в и без того загруженный сверх всякой меры салон. А уже там придется с горечью вспомнить о поддетом под пуховик втором свитере. Ведь уличный холодильник сменился транспортной безвоздушной сауной, а раздеться на полуметровом пятачке – задача едва ли выполнимая.
Описанное выше – никакое не преувеличение. Сгустить краски при описании происходящего тяжело. Особенно, если речь заходит об остановках в новых или заново уплотняемых районах города. Там риск вообще не протолкнуться в автобус, даже использовав все возможные приемы локтевой борьбы, стабильно нависает над жителями во все часы-пик.
Болезненный миг истины: двери захлапываются перед красным носом. Гражданское достоинство уничтожено и расчленено, место его смерти запорошено снегом. Грезы о личном вертолете, теплой остановке, второй ветке метро, канатной дороге и скорой оттепели сменяются тупой ненавистью. Скопившийся гнев в дальнейшем выплескивается не на Гортранс или администрацию, а в лицо кондуктору-мигранту, слабо понимающему суть высказанных по-русски претензий.
Я/МЫ автобус «27»
Впрочем, до гражданской активности екатеринбуржцы все-таки докатились. Жители микрорайона Комсомольский (ЖБИ) собрали сотню живых подписей под коллективным обращением. Справедливости ищут в наивысшей из инстанций: «Уважаемый Владимир Владимирович!». У менее статусных адресатов понимания найти не удалось.
«Мы, ниже подписавшиеся жители города Екатеринбурга пишем вам так, как мы жаловались и обращались куда только можно, но результата нет. Чиновники, которые не ездят на общественном транспорте с высокими зарплатами из наших налогов принимают решения о транспортной реформе, которая направлена на приватизацию муниципального транспорта и негативно влияет на уровень жизнь горожан» (здесь и в дальнейшем орфография и пунктуация сохранены – прим.ред.).
Фото: Алексей Колчин для ЕАН;
Следует оговориться, что тонкости (такие, например, как целесообразность) внедрения упомянутой транспортной реформы ускользают от понимания самых въедливых экспертов, умудренных общественников и, кажется, даже самих чиновников. Однако горожане, вкусившие ее плоды лично, не стесняясь рубят с плеча, и переходят к главному – собственному примеру.
Пример этот хорошо знаком журналистам. Знаковый для города «27-й» маршрут помнит множество реформ, скандалов и метаморфоз. Он зарождался «по-рыночному», то есть многократно оптимизировался и модернизировался исходя из потребностей пассажиров. В результате к 2010-м маршрут стал прибыльным, а движение автобусов по нему – стабильным.
«В 2019-м году у частного перевозчика забрали лицензию на перевозку пассажиров маршрута №27 и передали рейс МУП «Гортранс», который обещал улучшить перевозку населения и приобрести новые автобусы».
Действительно, в 2019-м хорошо знакомый екатеринбуржцам частный перевозчик «Город» потерял права на работу по «27-му». Маршрут ушел к муниципалам. Передачу лично одобрил глава города Александр Высокинский.
Мэр назвал маневр «незаметным стартом транспортной реформы» и пояснил, что оптимизация поможет муниципальному перевозчику выйти из финансовой ямы.
«Раньше выходило 500 муниципальных автобусов, сейчас только 200. Мы выручку от транспорта отдали частным перевозчикам. Но муниципальные предприятия и их коллективы остались! Если вы не заметили, то транспортная реформа уже идет. Наша цель – сделать ее незаметной. Шоковая терапия – это не про нас», - подчеркнул тогда Высокинский.
Привыкшие к относительному комфорту и стабильной езде горожане в большинстве своем тогда лишь пожали плечами. Логика объяснима: в город к Чемпионату мира поступили новые автобусы на газе, а раз дело курирует лично мэр, значит, порядок в работе будет обеспечен. Сомневались только старожилы. Те, кто помнил муниципальные желтые ЛИАЗы, ласково прозванные «скотовозами», и часовые простои на остановках в ожидании чуда.
Фото: Антон Басанаев для ЕАН;
В мэрии скептиков заверили, что все будет по-другому. Проблемы, возникшие уже на самом старте работы муниципалов на маршруте, чиновники именовали естественными и просили дать немного «времени на раскачку». Время прошло, но «раскачаться» не удалось.
«Сбои в расписании с интервалом между автобусами стали доходить до 50 минут, переполненные автобусы, из-за духоты люди падают в обморок, никакой дистанции (учитывая ситуацию с распространением Ковид-19), кондуктора мигранты не могут сориентировать гостей города и зачастую только пугают гостей при этом работают без масок, хамят. В зимнее время года люди стоят на морозе по 20-30 минут, в час пик автобусов не хватает, а люди, уставшие возвращаться с работы, проклинают чиновников и вынуждены добираться на такси», - так ситуацию после "реформы" видят пассажиры популярного 27-го.
Разумеется, и горожане, и журналисты неоднократно задавали ответственным чиновникам соответствующие вопросы. Сейчас, в дни пандемии, городская администрация ссылается на критическую нехватку сотрудников. Тезис этот действительно подтверждается множеством признаков.
Фото читателя ЕАН, лето 2021 года
К примеру, еще летом один из читателей предоставил нашему агентству снимки «внутренней кухни» одного из городских автопарков. Серия фото свидетельствует: часть новых автобусов, поступивших в распоряжение «Гортранса», попросту простаивает на стоянке. По словам автора снимков, новоприбывшую технику действительно попросту некому водить.
Рекрутинг водителей и кондукторов ведется давно и регулярно (общий дефицит – около 500 человек). Кадровый дефицит муниципальные предприятия, раньше предпочитавшие работать только с россиянами, начали восполнять с помощью мигрантов из ближнего зарубежья. Но и приезжих работников растущему городу уже давно не хватает.
«Мы требуем вернуть маршрут №27 частному перевозчику, так как у них не было такого бардака, рейс был самый популярный и интервал между автобусами был 5-7 минут», - значится в письме президенту.
…люби и саночки водить
Интересно, что кадровый дефицит в «Гортрансе» не способствует бережному отношению руководства к уже имеющимся сотрудникам. Несколько водителей развязали судебную тяжбу против предприятия. Шоферы заявили ЕАН, что «Гортранс» столкнулся с нехваткой рабочих рук из-за низкой оплаты труда.
По их данным, нехватка водителей в одном парке в среднем колеблется от 120 до 150 человек. Недоукомлпектованных парков в городе, как минимум, три. При этом перевозчик не доплачивает заработную плату согласно межотраслевому соглашению положения об оплате труда Минтранса и Роструда.
«Мы выяснили, что час работы водителя оплачивается на 60% меньше, чем положено. Каждый год должна проводиться индексация, однако ее не проводят. Нам даже не сказали о том, что было подписано это межотраслевое соглашение, которое было составлено Минтрансом, Минтруда и Российским союзом автоперевозчиков. По этому соглашению час работы водителя оплачивается в размере 158 рублей, а нам платят 90 рублей в час. К тому же в этом году нам урезали премию», - рассказал агентству водитель Евгений Мельников.
По словам водителей, по межотраслевому соглашению в прошлом году зарплата без допвыплат (за ночные смены и премии) должна составлять более 46 тыс. рублей. На сегодня заработок не превышает этой суммы с условием всех премий. При этом до пандемии, когда цены сильно разнились с сегодняшними, водители Гортранса получали около 70 тыс. рублей. Примечательно, что в вакансиях, которые предлагает Гортранс соискателям, зарплаты варьируются от 50 до 70 тыс. рублей.
Фото: Алексей Колчин для ЕАН;
Пересчитав свою заработную плату, около 40 водителей автобусов подали заявления в суды. По словам водителя Евгения Мельникова, «карманный» автобусный профсоюз никак не помог в разрешении конфликта, однако некоторые сотрудники нашли поддержку в областном профсоюзе.
В то же время два городских автопарка, которые де-юре занимает «Гортранс», де-факто давно отданы в аренду другим предприятиям.
«У нас в городе закрыты два предприятия. Автобусный парк №4 на Сортировке и автобусный парк №1 на РТИ. На этих территориях находится все что угодно, кроме наших городских автобусов: автосалоны, коммерческий транспорт. Хотя они числятся, как автобусные предприятия «Гортранса», - рассказал агентству водитель Сергей Фомин.
Водители «Гортранса» не исключают, что муниципальное предприятие целенаправленно разваливают в чьих-то интересах. Схожего мнения придерживаются горожане, на себе ощутившие последствия старта транспортной реформы.
Разумеется, конкретных доказательств подобного «заговора» нет ни у кого нет. Однако с каждым днем становится все более очевидно, что пока транспортная реформа, при всей ее заметной необходимости, лишь усугубляет ситуацию с пассажирскими перевозками по всей уральской столице.
Григорий Лейба, Александра Аксенова;