РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 31 июля 2018 в 10:08
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Мусульмане устали от разделения: имам Медной мечети о противоречиях в исламском сообществе Урала

Тема растущей конкуренции между мусульманскими сообществами Свердловской области становится все актуальней. Урал – уникальный регион, здесь действуют сразу шесть исламских духовных управлений. В последнее время активно расширяет паству на Среднем Урале «Духовное управление мусульман» (ДУМ), базирующееся в Москве. Этим процессом руководит Артур Мухутдинов, имам пышминской Медной мечети. Ему 29 лет, на днях он закончил аспирантуру Санкт-Петербургского федерального университета по президентской программе подготовки кадров с углубленным знанием культуры ислама.

- Ваше назначение - часть экспансии ДУМ в регион?

- Наша организация и раньше присутствовала в Свердловской области, два года назад работу решили структурировать. Сейчас у нас в составе - 13 религиозных организаций по всей области. Есть несколько сообществ, которые пока в процессе регистрации и чуть позже тоже станут частью ДУМ.
Нам не приходится ездить и упрашивать - люди большей частью сами хотят к нам присоединиться.
Первоуральские мусульмане, например, обсуждают вопрос перехода к нам (речь о Казыятском управлении мусульман, его муфтий Альфрид Мустафин был осужден за распространение экстремистской литературы, управление в ходе следствия лишилось трех четвертей паствы. Большая часть перешла в Уральский мухатисбат ДУМ, – прим. ЕАН), но уже на наших условиях. Мы работаем с муллами и имамами, снабжаем их актуальной литературой. Постоянно отправляем их на курсы повышения квалификации в Москву, Петербург, Казань, Уфу.
Я сам человек нестоличный, из Башкирии. И понимаю, что, когда приезжает имам из деревушки и ему читает лекцию знаменитый исламовед, это расширяет кругозор, задает имаму верное направление. Ведь у себя в деревне он мало информации получает, и может кто угодно в деревню прийти, начать рассказывать что угодно и выдавать это за чистый ислам. Мы работаем с руководителями, поэтому к нам много молодежи приходит служить.

- Работать в регионе, где действует еще пять конкурирующих управлений, наверное, нелегко...

- У региона большой потенциал. А что касается количества мусульманских сообществ, то я вам интересный случай расскажу. Как-то встретился с коллегой из РПЦ, он священник. Он мне говорит: "У вас что, языки разные? Почему общий язык не находите?" Говорю, один язык. "Национальности разные?" "Нет", - говорю. "Различия в канонах?" "Нет, все одинаковое". "А что тогда делите-то?!"
Посмеялись, посидели, но задумался: "А что мы делим-то?"
Тем не менее по факту у нас действительно существуют шесть духовных управлений. Вообще в масштабах России исторически сложились два духовных управления: ДУМ с центром в Москве, к которой мы относимся, и ЦДУМ с центром в Уфе. И эти, и другие духовные управления учат одинаково. У всех ханафитский мазхаб, традиционный для татар и башкир, вероучение одно.

- Что является предметом конкуренции между мусульманскими общинами?

- Трения возникают из-за простых, человеческих качеств.
Люди не могут договориться, хотят быть полновластными руководителями. Так или иначе я постоянно слышу, что мусульмане устали от разделения. Многие возмущены, что духовные управления возглавляют не совсем соответствующие люди.
Я бы не хотел вдаваться в подробности, но не всех признают. Шквал негатива в сторону некоторых духовных управлений есть.
Обычно все разногласия остаются внутри сообщества, но не всегда. Было вот выступление некоторых муфтиев по поводу нашей временной мечети на Декабристов. Сейчас мы, слава Аллаху, с властью договорились о переносе здания на другой участок, на улице Строителей. И вот когда у нас эти процессы шли, некоторые муфтии выступили против мечети в центре Екатеринбурга. Выступили в Общественной палате два лидера других духовных общин. Это вызвало большой резонанс в обществе.
Я с ними вообще не связывался после этого. Каждый имеет право на свое мнение, но они сказали, что мечеть не нужна. И я слышал от верующих нелестные отзывы об этом поступке.

- Какую задачу перед вами поставило руководство, отправляя в Свердловскую область?

- Мы хотели бы, чтобы мусульмане здесь были едины, чтобы было два управления - ЦДУМ и ДУМ РФ, которые во всех регионах присутствуют. Времена меняются, и новое поколение имамов уже по-другому смотрит на многие вещи, людям интересней работать сообща. Тех барьеров, что были в 90-х, сегодня не существует. Даже религиозные подходы меняются.
Наша разобщенность – один из аргументов для пропагандистов радикальных течений.
Они могут говорить: «Посмотрите, вот у вас там шесть духовных управлений, и они не могут договориться, они не хотят объединяться. Значит, их идеи не так хороши, как наши».

- Как именно меняются религиозные подходы?

- Мы повышаем качество религиозного образования. Если ко мне приходит неофит, я с ним очень долго беседую. И всем имамам своим говорю, чтобы тщательно выясняли причины прихода. Часто бывает, что принимают ислам, например, потому, что надо выйти замуж за мусульманина. И мы объясняем, куда пришел человек, что от него требуется. Раньше бывало, что человек приходил и ему, ничего не поясняя, сразу отказывали. И человек обижался.
Сейчас мы выясняем, как они узнали об исламе, что они думают, какие у них отношения с родителями. Понимаете, сейчас часто приходят в ислам с некими фантазиями, думают, что у них в жизни все сразу поменяется. Бывает, что с родителями из-за этого ссорятся, с коллегами. Это и есть новый подход - разобраться в каждом новом человеке, пообщаться с ним.
Глубокий подход, диалог с прихожанами помогает нам вести эффективную работу по противодействию экстремизму. Человек должен выходить из нашей мечети и иметь иммунитет от того, что ему могут на улице рассказывать, выдавая за истинный ислам.

- В каких областях будет нарастать конкуренция между духовными мусульманскими организациями?

- В интеллектуальной плоскости. В области знаний, подкованности, в части хорошей просветительской работы. Сейчас такое время – люди тянутся к тем, кто профессиональней.
Фото: pixabay.com
almaceramica
Главные новости
Из Челябинска в Беларусь: что посмотреть и как сэкономитьЭкономист Наталья Зубаревич рассказала о будущем Екатеринбурга после СВОПолпред в УрФО Жога рассказал, как избежать «афганского синдрома» у ветеранов СВОНазван срок начала нормальной работы общественного транспорта в ЧелябинскеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 15 - 17 ноября