Станислав Наумов, президент Российской ассоциации по связям с общественностью (Москва, Магнитогорск):
Я увидел в этом обращении выступление того Владимира Путина, который пришёл к управлению страной днём 31 декабря 1999 года. Того самого Путина, который сказал, что он чувствует себя менеджером, нанятым гражданами для того, чтобы справиться с кризисом. В его прямой коммуникации со всеми целевыми группами, включая тех, кто справедливо многим раздражён, нет ничего лукавого, обычно упаковываемого в формулировки «Да, но...». Поэтому да, это наш Президент. Без всяких «но».
Понравилось то что он взял на себя ответственность за неделю отпуска для всех. Это круче, чем полторы тысячи американских долларов дебатируемых за океаном между двумя великими партиями. У нас по-своему. Но всем понятно — прямая помощь каждому трудоспособному гражданину.
Понравилась честность по поводу голосования по поправкам к Конституции. Причём, никаких отступных и «отходняков». Сумел найти правильное объяснение, почему лучше процедуру уточнить и перенести.
Понравились добрые слова в самом начале в адрес врачей и медсестёр, всех, кто занят в системе здравоохранения. Это очень важно. У меня двоюродная сестра врач-стоматолог в одном из уральских городов, от настроения всего медицинского сообщества зависит многое в нашем общем общественном настроении.
Наверное, стоит обратить большое внимание на слова про повышенное налогообложение операций в офф-шорной экономике. Это крутой разворот. Но здесь нужно аккуратно.
Вторая жесткая мера — про налогообложение процентов по вкладам и доходам от ценных бумаг — звучит грозно. Но не надо переживать. Те у кого это есть, да еще и в большом количестве, выживут точно. К тому же после всех падений котировок на биржах это уже не самый большой риск.
И вообще — экономика меняется. Думаю, что основным ресурсом роста в будущем станут вовсе не банковские ресурсы.
Мне видится, что своим обращением Владимир Путин сделал то, что в свое время сделал сингапурский президент Ли Кван Ю. Путин вовлекает в программу поддержки граждан ресурсы всех тех, кого мой коллега Евгений Минченко называет «членами Политбюро», и «кандидаты в члены Политбюро». Что же, такова судьба.
Я бы еще сказал по поводу мер, которые, возможно, пока что не прозвучали, но глава правительства Михаил Мишустин вполне может их продумать.
Вторая — отмена санкций против ряда поставщиков продовольствия из ЕС и некоторых других. Я говорю прежде всего об отмене санкций против Украины, Грузии и стран прибалтики, а также стран Восточной Европы.
Третья - амнистия всем кто сидит за экономические преступления. Не удивляйтесь, я всерьез думаю, что до этого дойдет, и раньше, чем мы думаем. Дотаточно заменить им сроки на штрафы в фонд борьбы с коррупцией, деньги из которого можно потратить, например, на повышение зарплат Росгвардии и другим правоохранительным органам, например. И все будет хорошо.
Анастасия Кузьминова, кандидат экономических наук, директор аналитического агентства So invest (Челябинск):
Безусловный, главный плюс из предложений президента — давно ожидаемое и обсуждаемое снижение единого социального налога.
Очень многообещающе звучит тема каникул по кредитам. Лишь бы это не сопровождалось пересмотром ставок в сторону повышения.
Что до повышения налога на доходы, идущие в офшоры — эффект от этого не столь очевиден, ведь у многих крупных бизнесов оффшорные доходы формируются не через дивиденды, а через цепочку экспортных поставок.
А вот появление НДФЛ на банковские вклады, да еще с таким низким порогом — 1 миллион рублей — это удар по тем, кто ответственно относится к своей жизни и создал подушку безопасности. По тем, кто откладывает на будущую пенсию или уже имеет к ней прибавку.
6-месячный мораторий на подачу заявлений о банкротстве для пострадавших секторов — это временная передышка, которая позволит избежать хаоса, но после вал банкротств неизбежно наступит.
Очень важная мера, на мой взгляд — каникулы по потребительским и ипотечным кредитам для тех, у кого сократился доход на 30% и более. Хоть это и прозвучало как предложение для обсуждения. Здесь все зависит от конкретики: если потребуется подтвердить падение дохода справкой 2-НДФЛ, то на деле воспользоваться этим послаблением смогут немногие.
Александр Гончаров, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области:
Меры главой государства предложены серьезные. Это прежде всего отсрочки по кредитам и уменьшение выплат по страховым взносам. Сокращение в два раза нагрузки, связанной с фондом оплаты труда позволит снять серьезную нагрузку с бизнеса, сохранить бОльшее число сотрудников в трудные времена, и платить людям больше и «по-белому» тогда, когда мы преодолеем этот кризис. Это очень хороший шаг.
Конечно, надо смотреть, какие именно отрасли и параметры бизнеса, подпадающего под меры поддержки будут определены, видимо, в конкретных решениях правительства России и Центробанка.
Что же до вывода средств в оффшоры — давно надо было это делать. Деньги нужно сохранять в стране. Разумеется, не запрещая их вывод полностью. Но — не с 2, а с «обычными» для россиян 13 процентами налога на доходы.
Алексей Овакимян, председатель совета директоров группы компаний «Авуар» (Челябинск):
В тех мерах, которые предложил Владимир Путин, есть как очень хорошие, так и не самые лучшие решения.
Меры по социальной поддержке населения, отсрочка по налогам — это хорошо. Пусть и отсрочка — не отмена выплат, а скорее форма госкредитования беспроцентного. Что же, тоже вариант.
Очень заметную роль сыграют двукратное сокращение выплат по страховым взносам. Это действительно мощная мера. Это поможет не сокращать в ближайшее время зарплаты. Хотя должен сказать, что это скорее поможет не микро и отчасти малому, а скорее среднему бизнесу. «Малыши» довольно часто официально платят лишь «минималку», а вот средним компаниям это заметная помощь.
Мне не нравится решение отправить работников на недельные каникулы за счет работодателей. По мне, так это не очень честно. Если мои работники отдыхают за мой счет по решению государства, государство могло бы это как-то компенсировать.
Не лучшее, на мой личный взгляд, и решение по оффшорам. Звучит оно как повышение налогов на тех, кто выводит деньги из страны, но в юридическом плане это скорее налог для иностранных инвесторов. Кто сказал, что это обязательно деньги наших олигархов? Далеко не всегда это факт. Доля иностранцев на том же российском фондовом рынке всегда была очень заметной. Да и как их юридически разделить - «наших», и «не наших»? К тому же, опять-таки, юридически, соглашения об избежании двойного налогообложения с другими странами стоит выше, чем наши национальное законодательство.
Если же говорить о доходах полученных на фондовом рынке, это скорее ударит по мелким инвесторам, которые инвестируют в гособлигации или бумаги госкорпораций типа «Газпрома». Крупным профессиональным инвесторам, которые вкладываются в высокодоходные бумаги, эта история не будет настолько заметна.
Впрочем, давайте посмотрим, как предложения президента будут реализовываться на деле. Очень многое будет зависеть именно от этого.