Високосный 2020 год для екатеринбургской киностудии «29 февраля» не стал началом конца. Кинокомпания во время пандемии не закрывалась ни на один день — даже в майские праздники команда продолжала работать над фильмами. О том, какие премьеры стоит ждать в году, каким будет мировое кино периода карантина и каких уступок индустрия ждет от государства, – в интервью с режиссером Алексеем Федорченко.
- Как вы переживаете «карантикулы»?
- Работа не прекращалась ни на один день. Мы находимся на закрытой территории и можем это себе позволить, соблюдая социальные дистанции. Я работал даже в праздники. Когда в производстве 4 фильма — нет времени для уныния. Слава богу, все вокруг здоровы.
Сейчас очень важно, чтобы перенесли сроки, киностудии ведь должны сдавать фильм к определенной дате. Задержка чревата большими штрафами. Если задержишься на полгода - это несколько миллионов. Не сомневаюсь, что минкульт пойдет навстречу. Пока нет информации про это, но мы подали документы на пролонгирование срока производства всех фильмов.
- Что-то пришлось менять, корректировать?
- Пришлось перенести экспедицию на Кавказ, которая должна была состояться 4 апреля, снимать фильм «Большие змеи Улли-Калле» — о взаимоотношениях России и Кавказа. Это будет огромная работа, история с начала XIX века. Пока съемки пришлось перенести на осень. Поскольку работы и так много - монтаж, звук, мы занимаемся другими фильмами.
В остальном все по плану.
За несколько дней до наступления ограничительных мер киностудия закончила игровой полнометражный дебют Рината Ташимова (бывшего художественного руководителя Центра современной драматургии). Фильм называется «Второе солнце». В данный момент завершается производство фильма Сабрины Карабаевой «Стендап — это боль», грустная комедия о жизни стендаперов. Готовим большой документальный фильм про Василия Шукшина — это еще одна грустная комедия, наш новый жанр. Год назад я снял юбилей Шукшина на Алтае, получился очень хороший материал, сейчас появилось время для работы с ним.
Съемок сейчас нет, поэтому вся команда, которая участвует в съемочном процессе, сейчас не задействована. Это художники, гримеры, костюмеры, бутафоры. Они остались без зарплаты.
Не загадываю, когда закончится работа над фильмом «Ключи счастья / Последняя милая Болгария», это должно было случиться в конце 2018 года. Но мы все еще его не доделали — он слишком рукодельный и дорогой. Денег два года назад не хватило. Сейчас монтаж окончен, мы ведем работу над звуком. Этот фильм снят по книге Михаила Зощенко «Перед восходом солнца» в редком жанре – психоаналитический детектив. Это автобиографическая повесть, в которой он изучает анатомию своей меланхолии. Действие происходит в 1943 году в Алма-Ате. В то время город был не только центром эвакуации, но и киноцентром — туда приехали главные режиссеры страны — Ленфильма и Мосфильма, 80% военных фильмов были сняты там. Зощенко работал на киностудии, и там же он закончил эту книгу. Хотелось бы закончить работу над этим фильмом в этом году.
- Кто занят в последних работах?
- Я нахожусь далеко от Москвы, актеров возить дорого. С одной стороны, мне приходится экономить, с другой - у нас такие замечательные актеры, их нужно снимать. Кто, если не я? Уже второй фильм я принимаю решение, что буду снимать только своих.
И в «Последней Болгарии», и в «Больших змеях» снимаются наши актеры на всех ролях. В «Последней Болгарии» снимались актеры «Коляда-театра» Константин Итунин и Илья Белов, сам Николай Коляда тоже сыграл роль полковника.
Команда Алексея Федорченко снимает Исеть в роли Невы
- Что ждет мировой кинематограф после «вирусной» паузы?
- Насколько я знаю, кинофестивали, которые отменили, будут «возмещаться» на других, например, в Торонто. Фильмы, представленные в Каннах, не переносятся на следующий год. В 2021 году будут спецпоказы. Думаю, что в Венеции тоже не будет фестиваля. Скорее всего, на следующих фестивалях будет более серьезный отбор. С другой стороны, сейчас и снимается меньше.
Обстоятельства позволяют работать сейчас маленькими группами или на удаленке, нас ожидает много низкобюджетных фильмов. В таких ситуациях фантазия пробуждается. Блокбастеров будет в разы меньше. Фильмы будут делать на коленке, и шедевры в том числе. При минимальных затратах талантливые люди будут делать замечательные произведения.
- А в России?
- Думаю, в кинотеатрах будет серьезная пауза — люди отвыкнут ходить в кино, будут смотреть его так же дома. Придется вновь их как-то заманивать в кинотеатры. Это займет пару месяцев.
Боюсь, в этом году финансирование серьезно урежут. Сейчас в Минкульте объявили программу на спецпроекты. Пока не финансируются дебюты, будут ли финансировать в этом году документальное кино — пока не знаю. Не хочу снимать фильмы про пандемию и карантин, сейчас все этим будут заниматься. Нас ожидает некий кинокарантин.
В Москве кино сейчас не снимается. Все мои товарищи режиссеры уехали из столицы и плотно самоизолировались. Там очень строгая система передвижения. Нам здесь повезло.
Беседовала Александра Аксенова