РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 25 декабря 2023 в 12:00
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Мы — гражданский персонал: рассказ военного священника из Екатеринбурга о работе в зоне СВО. ФОТО

Уже десять лет протоиерей из Екатеринбурга Андрей Канев работает наряду с замполитами в штабе Центрального военного округа. Для священника все началось с создания военно-патриотических кружков во Владимирском приходе на Семи Ключах, где он является настоятелем.
В 2013 году отец Андрей захотел непосредственно приобщиться к армии и стать капелланом в действующей бригаде. Однако вакансия нашлась только в штабе ЦВО. С 2020 года екатеринбургский священник отправляется в регулярные командировки — на учения российской армии. И спустя два года одна из таких командировок привела его в зону СВО. О своих поездках в зону боевых действий протоиерей Андрей Канев рассказал на встрече, которая прошла в минувшую пятницу в духовном центре «Царский». ЕАН приводит самые яркие моменты из его выступления.

Для меня СВО началась раньше

Личное мое участие в СВО началось 4 февраля 2022 года. Ночью я приземлился на каком-то неизвестном аэродроме. Куда-то еще 200 км мне надо пилить. Зима. Ночь. Все как обычно. И никто не встретил тогда.
Я приехал на пять дней. Точнее, я думал, что на пять дней, и приехал с маленькой сумочкой. У нас проводились тогда реальные учения. Но украинская сторона скапливала силы, и у нас были разведданные, что в марте вся эта махина должна была выдвинуться в Донбасс и смести все республики.
И наше руководство приняло решение о начале СВО. Для меня СВО комично началась. Я знал, что она начнется рано утром, но я ночевал в бомжатнике среди кучи мужиков. Я не спал и хотел услышать начало артиллерийской подготовки. Но слышал только храп соседей. И потом стало невесело. Войска зашли с приказом не стрелять. Было намерение показать силу, что нас встретят. Мы наведем порядок и уйдем домой.

Духовное состояние армии в начале СВО

В начале СВО, когда наша кадровая армия вступила в боестолкновения, возникло очень много проблем с идейной подготовкой, которые были откликом проблем конца 1980-х годов - начала 1990-х.
Мне пришлось работать с бойцами уже в марте, когда произошли реальные бои. Люди, привыкшие, что они просто служат, не всегда задумываются о Боге, что нужно молиться. Мне приходилось буквально отлавливать людей, чтобы с ними пообщаться. Я выступал на небольшом собрании офицеров. Я говорил: «Товарищи офицеры, я готов встретиться с вашими подразделениями». Я видел неживые глаза.
Один только раз молодые парнишки попросили освятить бронетранспортер. Я прихожу освящать, а мальчишки застеснялись и попрятались. И освящать со мной вышел замполит роты, азербайджанец. Мусульманин по вероисповеданию. Он чашу держал со святой водой. Мы освятили технику, и с этими мальчишками я встретился через два месяца в том самом бомжатнике. И в той комнате, где я жил, оказались эти солдаты. И они хором мне стали говорить: «Мы стали верующими. Мы верим, что Бог есть, потому что вся наша техника в боях осталась целой. Остались живы люди». И они понимали, что это благодаря Богу.
И у меня началось понимание, что важна наша священническая работа. Мы работаем с теми, кто хочет с нами работать. А тут просто непаханое поле, потому что те, кто оказался в зоне СВО, начинают особо чувствовать наличие Бога. Они начинают с ним знакомиться по-настоящему.

Вера в Бога — наша идеология

Порой бывало, что офицеры выходили перед подразделениями и не знали, что сказать. И просили меня выступить.
Но был случай, который меня поразил, в другой командировке, когда я увидел, как преображается войско. Мы обычно получаем план на неделю в штабе и объезжаем подразделения, до которых удастся добраться. В тылу удается вместе собраться. Я обычно начинаю с краткой проповедью, а потом предлагаю пообщаться. Кому-то, может, креститься нужно, причаститься, исповедоваться. Кому-то - просто поговорить.
И привозят меня к подразделению новоприбывших. Перед ними офицер что-то рассказывает. По мере моего приближения к роте я вижу, что это полковник, командир бригады. Он лично приехал принимать роту в 120 человек. И командир им рассказывал об истории их подразделения.
И он говорит: «У нас в бригаде есть идеология. Первая: это вера в Бога». Он показывает свой шеврон. У него на фуражке Спас Нерукотворный, а на рукаве - молящаяся Богородица. А шевроны уже превратились в армии в народное творчество. Можно встретить у кого-то флаг Советского Союза, у кого-то изображение Че Гевары. А здесь уже образ молящейся Богородицы. И у солдат можно встретить. Это уже другое, духовно качественное войско.

Работа с заключенными

Мы с несколькими священниками из Челябинской области приехали на полигон, и там тренировались заключенные. Те, кому государство предложило искупить свои грехи (не из «Вагнера»). Это оказалось хорошей практикой.
И перед этим прошла общая исповедь, и стало понятно, что этот дух единения. Дух настоящей русской армии. Именно такие юноши сделают все. Это было настоящее братство вчерашних зеков. И когда они попадают в реальные бои, у них пропадали старые привычки. Например, приблатненная лексика, поведение. Это уже реальные воины, которые совершают настоящие подвиги.
Там такое место, где то, кто человек есть, в нем и всплывет. Там не получится. Несмотря на то, что он оступился, в тюрьме сидел, если в нем есть стержень, он и проявится.
Причащение военнослужащих из числа бывших заключенных
Окормление получали и военнопленные (среди которых есть верующие, относящиеся к Московскому патриархату). Я лично не встречал таких, но мои коллеги работают с пленными. Те из них, кто высказывал желание исповедоваться и причаститься, получали помощь. Это долг священника. Но это не мой опыт.

Зачем солдатам детские рисунки?

Сейчас у наших солдат все есть: они обуты, накормлены. Они обеспечены очень хорошо. Но им сейчас необходимы внимание и любовь. Мы поэтому и проводим акции, собираем подарки для военнослужащих. Кажется, что такого в этих носочках, шоколадках? Но когда взрослые дядьки плачут, обнаружив в подарочках детский рисунок, это и говорит о том, что им нужно внимание. По признанию солдат, их укрепляют: молитва, иконочка и детский рисунок.

Мы — гражданский персонал

Конечно, есть и имамы. Я в двух командировках работал с двумя мусульманскими священниками. Так мы и ездили по подразделениям: священник, психолог, замполит и мулла. И никого это не удивляло. Мусульмане-военнослужащие гостеприимно принимали православных священников, кормили и была теплая обстановка.
Мы гражданский персонал Министерства обороны, у нас трудовой договор с ведомством. У нас есть военнослужащие, которые обеспечены. Есть гражданский персонал. Из всего гражданского персонала только военнослужащие участвуют в СВО.
В начале операции было понятно, что наш статус, на мой взгляд, неправильный. Я думаю, что священники тоже должны быть военнослужащими. Касками и бронежилетами мы себя сами обеспечивали. Наш УАЗик обеспечивается запчастями, бензинами и так далее.
Гражданский персонал означает, что любое ранение, гибель... Сам залез. Но для того, чтобы изменить наш статус, нужно менять законы.
avito game
almaceramica
Главные новости
Свердловские производители пообещали, что "драматического роста цен" на молочку не будетЗнаменитые ученики вспоминают профессора философии Перцева из УрФУБез аховых цен и мазута: где отдохнуть летом жителям Челябинской областиСвердловский общественник раскритиковал инициативу по упрощенному ремонту памятниковВ мэрии Екатеринбурга раскрыли, с какими перевозчиками заключат новые контрактыМороз в Екатеринбурге вернул высокие цены на такси после их падения