May 17, 2021, 05:38 AM

Блогеры: группу Дятлова убили манси, а прокурор их прикрыл

Мужики из YouTube перевернули дятловскую тему в Екатеринбурге.

Раскол среди фанатов темы перевала Дятлова продолжается: после того, как от Фонда памяти группы Дятлова под руководством Юрия Кунцевича откололась группа активистов (писатель-историк из Тюмени Олег Архипов, адвокат из Москвы Евгений Черноусов и другие), в стане «дятловедов» появилась «третья сила» - YouTube-блогеры. Пятнадцатого мая они провели в Екатеринбурге первую Всероссийскую конференцию блогеров на тему гибели группы Дятлова. Организаторы форума представили проект нового памятника погибшим туристам, предложили эксгумировать их останки, но главное – попытались доказать, что дятловцы погибли не сами, а были убиты.

Вели форум автор канала «Исторический любитель» Ильдар Гарифуллин из Уфы (29 тыс. подписчиков на YouTube, любимые темы стримов – Чикатило, убийство Влада Бахова, перевал Дятлова), создатель канала «Мысли об истории» Олег Рыбаков из Новосибирска (3,5 тыс. подписчиков, ролики только на дятловскую тему) и организовавший конференцию бизнесмен-блогер из Серова Дмитрий Киреев (канал «Перевал Дятлова. Версия Киреева», чуть более 700 подписчиков, все посты – о гибели группы Дятлова).

 Раскол среди «дятловедов» продолжается: в Екатеринбурге проходит альтернативный съезд фанатов группы Дятлова (ВИДЕО) 

Киреев «прославился» версией о том, что дятловцев убили представители народа манси: в январе 2021 года он ездил с ней на программу «На самом деле».

Блогер Киреев исследует дятловские места в Серове.

Свердловским СМИ Киреев известен также конфликтом с руководством горбольницы Серова из-за очереди из трупов в местном морге в разгар пандемии (бизнесмен руководит ритуальным бюро «Обряд»). Впрочем, идеи, что участники были убиты, придерживается не только он, а все трое блогеров-«дятловедов».

«Я считаю, что никакой палатки на склоне не стояло, эпицентр событий – это кедр (возле которого дятловцы спасались от холода, пытаясь развести костер после того, как покинули палатку, – прим. автора), а палатка и тела на склоне – это лишь инсценировка, - говорит Гарифуллин. – Моя версия – криминал.

Блогер из Уфы Ильдар Гарифуллин

Насчет манси я не уверен на 100%, но манси там присутствуют. На склоне был сфотографирован некий чум - березовые ветки для разделки лося, найдены лосиные рога плюс информация, что одного из манси в те дни якобы задрал медведь, – и все это рядом с местом трагедии. Следы манси там везде: туристы шли по их следам, манси видели следы лыжников».

Доводы в защиту манси, которые традиционно выдвигают этнографы (например, исследователь культуры манси, создатель этнопарка «Земля предков» Алексей Слепухин), о том, что манси по своему менталитету не способны на убийство туристов, блогер отметает.

«Нельзя говорить за весь народ, что они такие добродушные: внутри любой народности всегда есть люди, способные на многое, - говорит Гарифуллин. - Естественно, сами манси не скажут: «Мы – каннибалы». Но ведь есть уголовные моменты в их жизни, например, когда внук Курикова зарезал милиционера и получил год условно. У них даже между собой есть конфликты со смертельным исходом».

В подтверждение мысли, что манси склонны к агрессии по отношению к чужим, особенно под воздействием алкоголя, Гарифуллин описал два свежих случая.

«В марте мы ездили на перевал, и человек по имени Дамир, побывавший там перед нами, рассказывал, что ему с друзьями пришлось всю ночь охранять имущество, потому что вокруг ходили пьяные манси, - говорит блогер. – А наш проводник Александр Федотов рассказывал еще более жесткий случай, что пьяный манси кидался на него с ножом – кое-как его повязали. Я и сам встретил однажды одного из семейства Самбиндаловых, который сопровождал браконьеров: он вел себя крайне агрессивно, увидев у меня камеру и подумав, что я его снимаю. Вот вам их доброта».

По словам Гарифуллина, и у дятловцев запросто мог произойти конфликт с манси.

«Туристы относились тогда к манси, как мы – к папуасам, у них все время мелькает: «Надо их приобщить к цивилизации». Встречаются они с таким человеком в лесу, начинают ему политику партии толкать – он им: «Да идите вы!» Конфликт мог быть вообще не ровном месте», - заявляет блогер.

«Гвоздем программы» на форуме стало выступление блогера из Новосибирска Олега Рыбакова, который назвал конкретных подозреваемых – членов мансийских семей и рассказал, как могло произойти убийство.

Блогер из Новосибирска Олег Рыбаков показывает, где могли подраться манси и дятловцы

По его мнению, причиной стало осквернение священного места, куда туристы заглянули (но не стали писать об этом в дневниках). Находилось оно, по предположению блогера, совсем рядом с маршрутом дятловцев – на склоне горы Хоиэква (или Хой-Эква, вариант перевода – «Стой, женщина») неподалеку от слияния Ауспии и Лозьвы (см. схему). Именно там, по воспоминаниям летчика ивдельского авиаотряда Геннадия Карпушина, записанных исследователем Майей Пискаревой, собирались мансийские семьи со всех окрестностей:

«Слышал, что в лесу, в потаенных местах, стояли деревянные фигуры, которым поклонялись вогулы (манси), делали подношения в виде пушнины, денег, мазали губы медвежьим жиром. Разорение этих капищ влекло за собой смерть.

До сих пор мне памятен случай, который произошел в районе горы Народной – там геологи занимались разработкой горного хрусталя. Помогали им в этом рабочие – расконвоированные зеки. Однажды четверо этих зеков разграбили один из таких идолов. Всех их постреляли вогулы.А в районе перевала Дятлова есть небольшая гора-вулкан Хой-Эква. Там в августе 1949 года, производя съемку местности с воздуха, мы заметили просто огромное число манси на оленьих упряжках, которые съехались сюда из окрестных поселков. Предполагаю, что именно здесь расположено языческое капище».

По предположению Рыбакова, именно на склоне Хоиэква было расположено Турам-Кан – святилище богов высшего ранга у манси: оно было перенесено туда с Молебного камня после ареста в 1938 году главного шамана манси Никиты Бахтиярова, осужденного на 5 лет лагерей. Святилище не должны были видеть женщины, но, по версии блогера, шесть из девяти дятловцев посетили это место, включая девушек. Это якобы произошло 29 января, когда туристы прошли за день всего лишь 5 км. Гипотеза подтверждается заметками Зины Колмогоровой о том, что группа шла по свежему следу охотников манси, ее фразой в дневнике перед зарисовкой катпосов (мансийских зарубок на деревьях) о том, что мансийская тропа повернула строго на юг, и записью: «Сейчас мы сидим трое: Рустик, Юрка и я. Ждем остальных».

 Блогеры предложили эксгумировать и перенести останки всех туристов-дятловцев 

«Они ждали почти полдня!» - говорит блогер, считая, что единственное, ради чего дятловцы могли отклониться от маршрута, – посещение капища манси. По его мнению, один из известных кадров с пленок дятловцев, на котором размытая фигура (вероятнее всего, Юра Кривонищенко) лезет на дерево (а на него смотрит Николай Тибо), был сделан как раз в святилище – ребята лезли на арангас (воздушная могила).

Арангас (воздушная могила) на которую лезет Юра Кривонищенко (из презентации Олега Рыбакова)

«Кривонищенко 29 января пошел с Дятловым и остальными на Турум-Кан. Скорее всего, артефакты были осмотрены, тронуты или даже взяты. Такое не прощается чужакам», - говорит блогер.

Но, по его предположению, все эти дни за группой туристов следили манси-охотники из числа подозреваемых, которых «дергали» потом по делу о гибели дятловцев. На допросах, которые имеются в уголовном деле, они говорят о том, что были в это время на охоте.

«В лесу на охоте увидели следы узких лыж, которые были занесены снегом… Мы подумали, что какая-то экспедиция пошла в гору Хой-Эква. Другие следы лыж мы видели по реке Ауспии в 10-х числах февраля 1959 года», - давал показания 33-летний Николай Павлович Анямов.

Манси из Суеват-Пауля. Справа Андрей Алексеевич Анямов (из презентации Олега Рыбакова)

По предположению блогера, обнаружив осквернение капища, манси догнали туристов и подрались с ними – доказательством в пользу этого Рыбаков называет сбитые костяшки на руках у Рустема Слободина и Зины Колмогоровой. Он использует как аргумент в пользу своей версии мнение судмедэксперта Эдуарда Тумана (участника многих ТВ-шоу по дятловской тематике) о том, что драка могла произойти за сутки и более до убийства дятловцев.

После же драки, считает блогер, манси разделились: молодые пастухи (Андрей Анямов и Шешкин) остались следить за туристами, а Николай Павлович отправился на лыжах за подмогой в Ховр-Янкылм-Пауль, где жил Александр Прокопьевич Бахтияров – на тот момент главный шаман свердловских манси (до селения было около 45 км в одну сторону, что не так уж много для охотника-манси).

Александр Прокопьевич Бахтияров, ставший главным шаманом после ареста Никиты Бахтиярова в 1938 году (из презентации Олега Рыбакова)

Через пару дней группа из восьми манси нагнала туристов, которые, по версии блогера, 1 февраля попытались подняться на перевал, но, встретив сильный ветер, спустились обратно к долине Ауспии на ночлег.

«Сначала до 5:00 дежурил Семен, потом наступила очередь Коли Тибо, - предполагает блогер Рыбаков. - Семен зашел в палатку и полулежа одетый заснул. Коля Тибо бодрствовал – сидел у костра. После 06:00 на них напали убийцы».

Блогер заявляет, что убийство туристов было не только совершенным из мести, но и ритуальным. Доказательством этого Рыбаков считает пропавшие части тела у Дубининой - глаза, язык и уши. Он приводит слова из книги «Героический этнос манси (вогулов)» венгерского этнографа Бернато Мункачи, жившего в XIX веке среди манси в районе Ивделя, о том, то у изгнанной и убитой жены божества Нуми-Торума были сломаны ребра справа под мышкой (так же, как у Семена Золотарева и Люды Дубининой). В том же труде говорится и про удаление глаз и языка.

Как дятловцы попали в святилище манси. Синим - движение туристов, красным - манси.

Весть о конфликте и убийстве туристов распространилась среди манси и не была тайной – об этом свидетельствует рассказ Анны Осетровой, чья двоюродная бабушка Мария Яковлевна (баба Роза), коми-пермячка по национальности, была замужем за Григорием Николаевичем Куриковым.

«Я помню, хотя мне было 5 лет, когда баба Роза Курикова приезжала в гости в Юсьву (ХМАО), (а меня периодически на лето «ссылали» туда к прабабушке), несколько раз обсуждалось в разговорах, кто же все-таки убил студентов-туристов: ханты или манси… Четко помню, как моя прабабушка и баба Роза вели разговор: «Да наши все знают, что это был Сашка Бахтияров да все братья его! Они и забили насмерть студентов» (записано Майей Пискаревой).

Пожалуй, единственным моментом, который портит стройную версию блогера про ритуальное убийство, является собственно обнаружение палатки дятловцев на склоне горы Холатчахль, а также их тел неподалеку. Впрочем, как уже говорилось вначале, у блогеров есть этому свое объяснение: трупы вместе с палаткой на гору перенесли!В рассказе Рыбакова, это сделали сотрудники отдела милиции г. Ивделя в период между 2 и 26 февраля, а руководил этим прокурор Ивделя Василий Темпалов. Далее последовало обнаружение туристов, допуск к поискам студентов и «вброс» через них военной версии (об испытании оружия), а также слухов про радиацию – все ради того, чтобы причастные к поискам даже и не думали в сторону манси.

«Версию ритуального убийства власти замяли в зародыше, чтобы предотвратить ухудшение межнациональных отношений, а также усидеть в креслах, сохранить должности и партбилеты, - заявляет блогер. - Подобные конфликты властям совершенно не нужны: если бы история получила тогда огласку, она бы всколыхнула общество не на шутку, мирное существование было бы нарушено из-за небольшого в глобальном смысле инцидента. В то время район успешно осваивался, на различные работы прибывало все больше русских, и было невыгодно помещать их во враждебное окружение, если бы местных пришлось расстрелять за это убийство».

Комментарии экспертов

Татьяна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека в Свердловской области (отвечает за взаимодействие органов власти с коренными и малочисленными народами региона):

«Мне трудно объяснить, чем руководствуются эти блогеры, но то, что они говорят, – это неправда. Манси – очень ответственные люди, они до сих пор остаются людьми чистыми, целомудренными – такое слово сейчас мало к какому народу можно отнести. И никогда манси не пошли бы на убийство целой группы. Они даже себя защищать-то толком не умеют! Люди их сегодня губят, привозя алкоголь – кто бутылку, кто ящик. Это категорически делать нельзя, понимая, какие у них особенности здоровья. Но мы их губим – привозя спиртное, покупая у них все задешево.

Мы у них очень многое отняли и так и не создали взамен всех условий, которые нужны. Но даже при этом, сколько бы я к ним ни приезжала, они улыбаются, они благодарят. Они нас любят. Они очень бережно, трепетно относятся к природе – мы многому должны у них учиться. Я их знаю, я с ними много общаюсь, я к ним езжу – ночую в их домиках, с ними. И я не боюсь этот народ – он никогда никому не принесет зла. Я бы очень хотела, чтобы то словоблудие, которое прозвучало, закончилось. Манси этим не обидишь: они этого даже не прочитают. Но мы самих себя перестаем уважать, когда такое пишем».

Алексей Слепухин, создатель этнопарка «Земля предков» (реконструированный поселок манси под Екатеринбургом):

«Все, что было озвучено на этом форуме, – бред сивой кобылы низкого пошиба. Эти люди совершенно не представляют себе этнос манси: они сидят в своих городах и «исследуют» в YouTube. Они даже названия перевирают! Все, что они говорят, – это предположения, никаких фактов нет. Да и предположения делаются на ровном месте, без понимания, как у манси устроено сакральное пространство, где мир богов, а где – мир человеческий.

Алексей Слепухин

Серьезную литературу они не смотрели и апеллируют к авторам, которые собирали сплетни – та же Майя Пискарева, которая всю жизнь просидела в Испании, откуда писала про мансийский север. Это плохая практика, когда ты не видел своими глазами, не бывал там, не общался с людьми, не изучал их культуру. Ей можно научиться только у самих манси – этнографы тратят на это годы. Тем более что мансийская культура – потаенная, ее с разбегу не расшифровать. Ханты – попроще, они больше рассказывают; манси не рассказывают о себе вообще ничего.

Этим блогерам почитать бы хорошие книжки, настоящие исследования. Например, книги Александра Матвеева, чье 75-летие мы будем отмечать в нашем парке 9 июля: он проводил топонимические исследования с 1959 года, в том числе по территории мансийского севера, и все географические названия у него выверены – он очень долго обсуждал их с манси. Но боюсь, что пытаться что-то объяснять этим блогерам бесполезно: они не хотят найти истину. У них другая задача – нужна сенсация, чтобы поднять себе рейтинги, потому что это деньги. Они здесь скучковались, чтобы поделить этот «бизнес» на троих. И им глубоко начхать и на ребят-дятловцев, и на тех людей, кого они пытаются судить, сидя в своем Новосибирске или Уфе».

Юрий Кунцевич, руководитель Фонда памяти группы Дятлова:

«Не удивлен, что такую подачу осуществляет блогер – гражданин, живущий за счет своего трепа и находящий своих почитателей на просторах интернет-паутины. Возражать им лично нет смысла, так как это их хлеб, который представлен как ведро помоев. Наш полный ответ мы подготовим, и он будет представлен официально на суд широкой общественности, в том числе родственников дятловцев, их друзей и всех адекватных читателей».

Андрей Гусельников специально для ЕАН.

Фото автора и из презентации Олега Рыбакова.

На заглавном фото: на горизонте гора Хоиэква (с пленки дятловцев, из презентации Олега Рыбакова).

Показать комментарии (2)
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+