April 15, 2021, 10:43 AM
ЕАН

Искусственный раскол: почему РПЦ рано праздновать победу над бывшим схиигуменом Сергием

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг) объявил о крупной победе над сторонниками бывшего схиигумена Сергия (Николая Романова). Среднеуральский женский монастырь, в третий раз взятый силовиками, перешел под контроль РПЦ. Операция закончилась выселением насельников обители — по факту, разгромом последователей экс-схиигумена. Можно ли в этой истории ставить точку, подробнее в материале ЕАН.

Почти год осады

Напомним, на осадное положение монастырь «Спорительница хлебов» перешел с 16 июня 2020 года. В тот день руководство Екатеринбургской митрополии попыталось сменить духовника обители экс-схиигумена Сергия на протоиерея Георгия Викторова. На тот момент Романов уже был запрещен в служении и должен был отправиться в Иоанно-Богословский скит.

Однако сторонники экс-схиигумена епархиального священника в обитель не пустили. С этого же времени начали появляться слухи о возможном штурме монастыря (епархия располагала такими возможностями).

 Победитель получает монастырь. Мнение Сергея БеляеваНо, как ранее писал ЕАН, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) отказался от силового варианта. Руководство епархии сначала рассчитывало, что сторонники Романова сами разбегутся из монастыря. Для острастки всем его последователям было запрещено принимать церковные таинства. Более того, в епархии пригрозили отлучить всех адептов бывшего схиигумена от Церкви (до этого так и не дошло).

Когда канонические и дипломатические возможности были исчерпаны, митрополия начала действовать в правовом поле. Еще при митрополите Кирилле был подан первый иск об отчуждении храма «Спорительница хлебов». В начале декабря 2020 года руководство Екатеринбургской митрополии сменилось.

На смену прежнему архиерею пришел епископ Евгений (Кульберг) (воспитанник митрополита Кирилла, впоследствии его приблизил к себе патриарх Кирилл). После кадровых ротаций стороны конфликта на время замерли. В церковном (да и в светском) обществе понимали, что нового архиерея прислали разобраться с последствиями раскола.

Предстояло решить две задачи сразу: изолировать схиигумена Сергия от своей паствы (что повлекло бы распад его последователей на маргинальные группы) и вернуть РПЦ монастырь. По отдельности оба этих пункта не сработали бы.

 Епископ Евгений Кульберг возвращается на Урал: что ожидать от нового главы Екатеринбургской митрополии Соответственно, от епископа Евгения ждали более решительных действий. По своим прежним местам служения архиерей запомнился публике как непримиримый борец за православные ценности и консерватор. По отзывам клириков, епископ Евгений не терпел дискуссий, придерживаясь исключительно авторитарного стиля правления.

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что митрополит Кирилл (при всей его дипломатичности) также подавлял инакомыслие и выступления против него в епархии без разговоров. Если это, конечно, не было на публике.

Ожидания и реальность

Епископ Евгений чуть ли не с первых дней служения заверял, что настроен только на мирное разрешение конфликта с «раскольниками». То же самое ЕАН неоднократно говорили в окружении, близком к руководителю Екатеринбургской митрополии.

Однако на период правления нового архиерея пришлось три штурма мятежной обители. В ночь на 29 декабря 2020 года операция силовиков закончилась задержанием бывшего схиигумена Сергия. Повторный штурм состоялся в ночь на 26 февраля 2021 года в рамках операции по поимке келейника Романова — монаха Силуана (выяснилось, что он находился в федеральном розыске). «На плечах» силовиков представителям епархии во главе с митрополитом Евгением впервые удалось попасть в монастырь.

Наконец, после того, как в рамках исполнения судебного решения из обители вывезли всех насельников, глава Екатеринбургской митрополии объявил о взятии религиозного объекта под контроль. Во всех перечисленных эпизодах митрополит отрицал свою причастность к проведению операций.

«Не управляя полицией, Росгвардией или судебными приставами, я нахожу в сегодняшнем инциденте действие Промысла Божия, побуждающего меня через внешние обстоятельства к принятию Среднеуральского монастыря под свое полное управление, дабы исправить все то, что должен был сделать и за многие годы не сделал тот (Николай Романов, — прим. ЕАН), кто хотел взять власть в стране и за три дня навести в ней порядок. Увы, должного порядка он не смог навести даже в одном монастыре», — сказал митр. Евгений (Кульберг) в своем обращении к выселенным монахиням.

В управленческих структурах Екатеринбургской епархии, по данным ЕАН, каждый новый штурм монастыря вызывал шоковое состояние.

«Эти силовые операции больше мешают нам, чем от них какая-то помощь. Я не исключаю, что кто-то умышленно подогревает ситуацию таким образом. Мы пытались дождаться, пока страсти стихнут, чтобы постепенно выйти на переговоры с сестрами обители. Но эти штурмы все сбили», — рассказывал нашему изданию высокопоставленный представитель митрополии после операции 26 февраля.

Сторонники бывшего схиигумена Сергия в свою очередь заявляли, что Екатеринбургская епархия все-таки причастна к штурмам. И якобы для этих целей РПЦ координировала действия с администрацией президента.

Искусственный раскол

Источники ЕАН в церковных структурах подтверждают, что операция действительно курировалась из Москвы. По их словам, эту историю там «вели» еще до открытого бунта бывшего схиигумена Сергия.

Сразу в нескольких московских структурах различных конфессий нашему изданию рассказали одну и ту же версию. По словам инсайдеров, Екатеринбургская епархия обратила на себя внимание высокопоставленных лиц еще в 2019 году — во время «скверных протестов».

«Поведение митрополита разочаровало тех, кто сидит в высоких кабинетах в Москве. Что их раньше привлекало в православии — они видели в нем некий культ силы. Физической силы. Как в «Сорок Сороков». Эти люди не особо разбирались, что такое христианство. И некоторые иерархи им подыгрывали: оружие освящали, новых святых вводили для силовиков. А екатеринбургский митрополит, пойдя на попятную, продемонстрировал слабость», — сказал один из источников.

Ситуацию усугубила пандемия коронавируса. Оказавшийся в самоизоляции патриарх Кирилл фактически потерял контроль над частью епархии. Некоторые архиереи оказались предоставлены сами себе. Это было видно по тому, как в епархиях вводились ограничения. Одни митрополиты старались следовать противокоронавирусным рекомендациям Священного Синода, другие их игнорировали. Контакты предстоятеля РПЦ со светской властью вследствие самоизоляции также оказались ослаблены.

 Тяжелое наследство Викентия: почему митрополит Кирилл не может покинуть Екатеринбургскую епархию «Мало, кто сомневается [в Московском патриархате], что кто-то там наверху решил дискредитировать Русскую православную церковь. Сама епархия была на прицеле. Сергий был подходящим кандидатом. От церковного начальства держался автономно. В реальном христианстве ничего не понимал. Да и немного наивен, на самом деле. Так и запустили схему», — рассказал один из собеседников ЕАН в московских структурах РПЦ.

По его словам, почва для этого давно была подготовлена. В большинстве православных приходах, монастырях и общинах есть свои осведомители. Они же собирают информацию о положении дел в церквях других христианских ветвей.

«Хаживал к нам на приход интересный человек. Оказался прихожанином православного храма. Каждые две-три недели приходил на службы. Его очень интересовало, сколько человек приходит и, какие печатные материалы у нас разложены в церкви. А разговоров с нами избегал. Видно было, что в нашу конфессию он не собирался», — рассказал пастырь одной из христианских общин в Подмосковье.

Инсайдеры уверяют, что через этих «агентов» в окружении бывшего схиигумена Сергия была разыграна партия с расколом, в которую были вовлечены некоторые VIP-персоны. Эти же осведомители впоследствии «сдали» уголовников, которые скрывались в Среднеуральском женском монастыре.

«Вспомните, как туда [отставной полковник ГРУ Владимир] Квачков приезжал? К человеку, который призывал к мятежу десятки тысяч офицеров. И для Квачкова это без последствий обошлось. Хотя его самого судили за военный мятеж», — отметил инсайдер.

 «Я тюрьмы не боюсь»: мятежный полковник Квачков обсудил с отцом Сергием духовное возрождение РоссииИнформацию об участии «третьих лиц» подтверждали на официальном уровне в Екатеринбургской митрополии. Руководитель отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ епархии протоиерей Максим Миняйло, к примеру, не раз обращал внимание, что бывший схиигумен зачитывает свои обращения «не своими словами». Представитель митрополии был уверен, что кто-то отдельно пишет для Николая Романова речи.

В пользу версии об искусственности раскола наши инсайдеры приводят доводы, что мятежи среди клира РПЦ за последние 30 лет были и ранее. Но во всех случаях достаточно было ввести канонические санкции, и конфликт по сути был исчерпан.

Борьба высоких кабинетов

Положение Екатеринбургской епархии в первые месяцы конфликта с мятежным экс-схиигуменом действительно оказалось тяжелым. Все примененные канонические прещения их не пугали. Силовой вариант решения конфликта собственными силами (как писалось выше) был сразу отвергнут руководством митрополии. Власти регион в свою очередь не выражали никакого участия в этом конфликте. Более того, отдельные представители депутатского корпуса приезжали в это время в гости к опальному схиигумену.

 Отцы и дети. Чего добивается паства Сергия от Екатеринбургской епархии? Как полагают в Московском патриархате, положение спасло два фактора: ослабление ограничений и «борьба высоких кабинетов» в Москве.

«Вопросами конфессий порой занимаются люди, которые сидят в соседних кабинетах. Они ходят вместе обедать, дружески общаются. А потом каждый из них приходит на свое рабочее место и один занимается Сергием, а второй решает, как противостоять Сергию. Просто потому, что конкурируют их начальники. Но говорить о том, что это курируют только в администрации президента, я бы не стал. За пределами Старой площади хватает ведомств, которые наблюдают за религиозными течениями», — сказал источник.

По его мнению, к октябрю ситуация в московских кабинетах стала меняться: или в конкуренции начали побеждать «кураторы РПЦ», или «кто-то решил оживить историю с подзабывшимся Сергием».

«Думаю, что епископа Евгения уже отправляли сюда подготовленным к силовому сценарию, поскольку здоровье митрополита Кирилла такой нагрузки не выдержало бы. Его этот раскол так вымотал, что в последние месяцы перед отставкой он держался на таблетках. Но, вероятно, новый владыка и сам не ожидал штурмов. Когда монастырь в первый раз взяли, он удивился», — рассказал на условиях анонимности представитель епархии.

В то же время собеседники ЕАН пока воздерживаются оценивать возвращение Среднеуральского женского монастыря как победу РПЦ. Некоторые из них воспринимают это как продолжение игры, начатой еще в апреле 2020 года. Тем более, что судьба бывшего схиигумена Сергия по-прежнему остается под вопросом. Суда еще не было.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: Антон Гуськов
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+