May 25, 2023, 12:45 PM
Сергей Беляев

Скоропалительные решения: эксперты указали на слабые места закона о регулировании маркетплейсов и агрегаторов такси

Заместитель председателя комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев сегодня анонсировал принятие закона, регулирующего работу маркетплейсов и агрегаторов такси. В настоящее время работа цифровых платформ регулируется по механизму «мягкого права». Участники рынка еще в феврале 2022 года договорились самостоятельно соблюдать антимонопольное право.

Однако скандалы, связанные с Wildberries, свидетельствуют о том, что в системе саморегулирования что-то идет не так.

Для того, чтобы купировать подобные инциденты, был предложен законопроект, регулирующий взаимоотношения цифровых платформ с партнерами. Любопытно, впрочем, что в документе (находится в распоряжении ЕАН) нет ни слова про агрегаторы, что и неудивительно. Автором законопроекта выступил представитель Ассоциации участников рынка электронной торговли, которая объединила под своей эгидой предпринимателей, выставляющих товары на маркетплейсах, и пункты выдачи заказов.

«Злоупотребления отсутствием регулирования на рынке маркетплейсами так или иначе затрагивают не менее 150 тыс. субъектов МСП, а также опосредованно влияют практически на 3 млн граждан, задействованных в сфере электронной коммерции. Введение регуляторных требований может быть реализовано через выделение нового субъекта регулирования», — говорится в пояснительной записке.

В самом законопроекте прописаны взаимоотношения между маркетплейсами и партнерами. Если коротко, то в документе даны определения для участников отрасли: что считать маркетплейсами, пунктами выдачи заказов, поставщиками и т. п. Далее авторы законопроекта (судя по тексту) пытаются закрыть маркетплейсам лазейки, которые компании используют для одностороннего изменения правил в свою пользу. 



«Цифровая платформа (маркетплейс) вправе в одностороннем порядке вносить изменения в оферту, исходя из принципа разумности, добросовестности и обоснованности внесения таких изменений, при условии заблаговременного уведомления об условиях, ухудшающих положение второй стороны, принявшей условия оферты, о вносимых в нее изменениях не менее чем за 14 календарных дней до даты вступления в силу таких изменений», — говорится в документе.

Отдельно прописываются права поставщиков товаров. В частности, за ними предлагается закрепить право использовать любую модель работы, которая им будет удобной. Маркетплейсам, в свою очередь, ограничивают возможности менять правила работы для партнеров. По задумке авторов, документ разом должен решить накопившиеся проблемы во взаимоотношениях цифровых платформ с партнерами. Однако, как полагают представители экспертных советов при Госдуме, если в спешке принимать законы о регулировании рынка цифровых платформ, то вместо развития есть риск получить обратный эффект.

 Маркетплейсы не сдали зачет: в ФАС вынесли вердикт о нарушениях Wildberries. ДОКУМЕНТ «У нас сложилось опасное заблуждение, что любую проблему можно решить принятием соответствующего закона. Опасно это потому, что это создает некую иллюзию простого решения сложных проблем. Не каждую проблему можно решить федеральным законом. Это как попытаться запретить камню падать вниз. То же самое касается объективных экономических законов. Прежде чем начать регулировать, необходимо всесторонне изучить проблему. Понять, какие социальные и экономические отношения сложились. Нужно ли их регулировать, а если нужно — то как. Без этого будет лотерея с различными вариантами развития событий: закон может решить проблему, но может и не решить (и таких законов много), а может и усугубить ситуацию», — прокомментировал ЕАН законодательную инициативу заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС, член экспертного совета по энергетике Госдумы Андрей Тенишев.

По его словам, для запуска регулирования цифровых платформ необходимо провести всесторонний анализ товарного рынка. А этим, как отметил Тенишев, всерьез никто не занимался.

«Пока достоверно неизвестны продуктовые границы товарного рынка. А каковы географические границы этого товарного рынка - важнейший вопрос. Это трансграничный или национальный товарный рынок? Нет пока внятного ответа. Ответ на этот вопрос должен повлечь разные подходы к регулированию. Если это – национальный товарный рынок, то идея с жестким ограничительным регулированием имеет право на существование. Если товарный рынок трансграничный, то на фоне мировых гигантов наши Wildberries и Ozon не так уже и велики. И, значит, им надо помогать, развивать их, а не ограничивать и не подрезать крылья на взлете. Госрегулирование как идея имеет право на существование. Но скоропалительные решения здесь принимать не стоит», — подчеркнул Тенишев.

Член экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев также высказал мнение о преждевременности госрегулирования отрасли без всесторонней оценки. Тем более, по его мнению, законодатели, взявшись за регулирование одной сферы торговых отношений могут распространить эту практику на другие области.

 Пример дикого капитализма: в Госдуме прокомментировали снятие моратория на проверку Wildberries«В данном случае у нас вводится отраслевой прецедент аналогично торговле в 2009-2010 годах, когда мы пытаемся законом предположить или ввести дополнительные ограничения, более жесткие в сравнении с существующим законодательством. Хотелось бы, чтобы предполагаемое регулирование стало предметом публичного обсуждения. Начать регулирование очень просто, и есть опасение, что данный отраслевой прецедент может быть быстро распространен на другие сферы, что приведет к другим последствиям, свойственным административному регулированию торговых отношений», — считает Дмитрий Тортев.

Ранее Экспертный совет ФАС указал на то, что «недостижение целей саморегулирования и систематическое нарушение положений принципов кем-либо из участников может являться основанием для проработки вопроса о введении государственного регулирования отдельных сфер деятельности цифровых платформ». До этого общественный совет при ФАС предложил направить в правительство предложение о выведении маркетплейсов из-под моратория на проверки IТ-компаний. Это, по задумке авторов инициативы, позволит ФАС анализировать работу площадок «на предмет соответствия их действий по отношению к поставщикам, антимонопольному законодательству».

 Бесправие и «серый» рынок: как Wildberries загнал в кабалу предпринимателей и почему они боятся бунтовать 

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+