February 8, 2024, 03:35 AM
Сергей Беляев

«Вы маргиналы, вам здесь не место»: жильцы дома в Екатеринбурге, на который претендует «Брусника», перешли на осадное положение. ВИДЕО. ФОТО

В Екатеринбурге застройщик «Брусника» снова столкнулся с сопротивлением собственников квартир в двухэтажном доме, который запланирован под снос, у Макаровского моста, по улице Челюскинцев, 3а. Жильцы, с одной стороны, не против съехать, но не согласны с ценой выкупа квартир, которую они считают несправедливой.

В редакцию ЕАН обратились жители дома. В своем квартале они остались одними из последних, кто препятствует «Бруснике» осваивать квартал Энергостроителей – Папанина – Юмашева – Челюскинцев – набережная Рабочей Молодежи. Этот участок преимущественно застроен двухэтажными «сталинками». Где-то есть и пятиэтажки того же периода.





Участок был отдан под застройку еще в 2015 году, до запуска проекта комплексного развития территорий. Но на четыре года застройщик увяз в судах из-за претензий другого девелопера на землю под домом. Отстояв спорные участки, застройщик приступил к переговорам с собственниками, в том числе с обитателями дома по улице Челюскинцев, 3а.

Планы «Брусники» по сносу этого здания для самих жильцов, с их же слов, стали сюрпризом. По словам собственника Артема Южакова, в сентябре 2023 года он узнал о выпуске постановления администрации города, по которому дом был включен в список аварийных и подлежал расселению.

«Еще в 2019 году была проведена экспертиза. Дом признали пригодным для жизни и здесь провели капремонт. Заменили кровлю, коммуникации. А теперь нашу собственность неожиданно для всех приравняли к аварийному», — говорит Южаков.

После выхода постановления «Брусника» начала переговоры с собственниками о выкупе их квартир. В зависимости от метража - по 3-4 млн рублей. Однако большинство жителей такая цена не устроила. Как рассказал ЕАН другой жилец по имени Артур, его бабушке предложили около 3 млн рублей за квартиру площадью 37 кв. м. Примерно столько же сначала предложили Южакову за такой же метраж. Затем, с его слов, торги дошли до 4,2 млн рублей, а потом представитель застройщика снова уронил цену до 3 млн рублей, предложив собственнику самому доплатить за квартиру, в которую он хочет переехать. Артем в ответ выдвигал несколько аргументов.

  1. Во-первых, участок находится в центре Екатеринбурга и обладает повышенной транспортной доступностью, а за предложенную сумму Артем не сможет приобрести квартиру хотя бы рядом с метро.
  2. Во-вторых, как отметил Южаков, в соседних домах квартиры продавались по 8-9 млн рублей.

«Во время переговоров я предложил еще один вариант: «Я готов пожить на съемной квартире, а взамен вы даете мне студию в будущей многоэтажке».

На что я получил ответ от представителя «Брусники»: «Вы маргиналы, вам здесь не место», — говорит Южаков.

Впрочем, некоторые собственники все-таки согласились на предложенную цену и съехали. Освободившиеся квартиры в октябре-ноябре перешли к «Бруснике». После этого, по словам собственников, дом начал приходить в аварийное состояние. Сначала пропала холодная вода. Как утверждают жильцы, это произошло после сноса соседнего полностью выкупленного дома, по всей видимости, вместе с узлом, от которого был запитан дом на Челюскинцев, 3а. Затем в освободившихся комнатах срезали батареи и демонтировали двери и окна. Освободившиеся проемы просто прикрыли досками из ДСП. Жильцы уверены, что к этому причастен застройщик.





С наступлением морозов ситуация ухудшилась. Из-за срезанных батарей в части жилых квартир пропало отопление. По словам еще одного жильца Александра Васильевича, в декабре-январе он грелся у электрической плитки.

«Я пытался вызывать аварийную бригаду, чтобы починили, но там сказали, что сделают это только платно. Так и грелись с сестрами в квартире от плитки», — рассказал Александр.

У Южакова 3 января и вовсе прорвало батареи. Жить в квартире стало невозможно, и ему пришлось снять другую. Так же поступили обитатели еще одной квартиры — семья с ребенком. Жить в доме остались люди пожилого возраста, которым, с их слов, просто некуда идти.

ЕАН обратился за комментарием в «Бруснику», и там пояснили, что проводилось исследование состояния дома и степень его износа составила 69 %. На этом основании горадминистрация и внесла здание в список аварийных. Прокомментировали в пресс-службе и спор из-за формирования цен.

«Выкупную стоимость квартир определяет независимый эксперт, который опирается на рыночную цену жилья. Наше предложение для всех собственников предполагало премию к рынку. В итоге 10 из 12 квартир мы приобрели без каких-либо конфликтов. По еще одному объекту сделка находится в стадии оформления. Низкими выплаты посчитал только один собственник. Он полагает, что квадратный метр жилья в аварийном доме должен стоить 250 тыс. рублей. Это в два раза выше рынка. Квартиру он сдает в аренду, сам в ней не живет», — пояснили в «Бруснике».

Там добавили, что предлагали собственникам и альтернативную жилплощадь в нескольких жилищных комплексах: «Шишимская горка» на Уктусе, «Южные кварталы» на Юго-Западном, ЖК «Депо» на Сортировке. Жильцов эти варианты не устроили.

Обвинение в причастности к срезанию батарей в «Бруснике» опровергли. Застройщик считает, что собственники просто хотят переложить проблемы с больной головы на здоровую.

 Екатеринбургский градсовет согласовал возведение 300 тысяч квадратных метров жилья за Макаровским мостом 

«С нашей точки зрения, мы имеем дело с потребительским экстремизмом: человек решил использовать сложившуюся ситуацию как удачный способ заработать. Это желание понятно. «Брусника» никогда намеренно не создает плохих условий для расселяемых жителей. Для нас это недопустимо. Зачастую аварийные или опасные ситуации провоцируют те, кто уезжает. Они забирают с собой ламинат, обои, окна, двери, срезают батареи. Один собственник квартиры в доме на Папанина после сделки утаил комплект ключей и через какое-то время сдал жилье в аренду. К сожалению, не университетской профессуре. Это заметили соседи, поспешив обвинить нас в желании создать им невыносимые условия. Мы вызвали полицию и выселили нелегалов», — заявили в компании.

Также там добавили, что в купленных помещениях заколачиваются окна и двери, чтобы туда не проникли посторонние (на момент выезда корреспондентов ЕАН в дом доступ в выкупленные квартиры был свободным). Исключили в компании и вероятность того, что представитель застройщика обозвал жителей маргиналами.

«Понимая, что любое расселение — априори конфликтная ситуация, мы тщательно готовим наших переговорщиков. Стандарт их коммуникации исключает грубость, повышение тона, обесцененную лексику и иные способы некорректного общения», — отметили в компании.

Мятеж жильцов дома по улице Челюскинцев, 3а не единственный в этом квартале. В 2023 года до суда дошло противостояние некоторых жильцов дома на Папанина, 26а.

Только в той истории собственники заказали независимую оценку после того, как «Брусника» предложила им свою сумму — от 2,1 до 2,4 млн рублей. Независимая оценка показала суммы на уровне 4 млн рублей (и это еще до резкого скачка цен на жилье в том году).

Здесь следует отметить, что и застройщик оказался в непростой ситуации, поскольку упомянутый квартал осваивается по механизму программы развития застроенных территорий (РЗТ), который имеет следующие варианты:

  • переселение граждан в границах установленного квартала;
  • выкуп на рыночных условиях или предоставление альтернативного жилья.

 Археологи запретили «Бруснике» застраивать участок у Макаровского моста в Екатеринбурге Программа комплексного развития территорий, в которую квартал за Макаровским мостом не попал, предоставляет застройщику больше маневров для действий. У муниципалитета в рамках КРТ больше возможностей выступать медиатором для сглаживания спорных моментов.

Застройщики, которые возводят жилье в рамках КРТ, от подобных конфликтов с собственниками обычно избавлены. В случае с РЗТ «Брусника» могла бы, например, расселить собственников по квартирам будущих домов в этом квартале. Пока расселять некуда. Да и к тому времени, когда те же студии сдадут в эксплуатацию, они только подорожают (мало кто верит, что новостройки даже после отмены льготной ипотеки будут дешеветь).

Еще один вариант — переселить из одной такой «сталинки» в другую. Но в Екатеринбурге в рамках КРТ как раз и убирают такие объекты. То есть переселенцы могут запросто попасть под другую «реновацию». Собственно, конфликтность проектов РЗТ в конце концов и привела к тому, что на ее смену была разработана обновленная программа реновации.

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+