June 29, 2023, 10:00 AM

«Загоняют водителей в долговую кабалу и превращают в рабов»: лучший таксист Свердловской области судится с крупнейшим таксопарком

Дважды лучший водитель такси Дмитрий Бучельников судится с «Первым таксомоторным парком» Екатеринбурга. Мужчина почти два года платил деньги за выкуп автомобиля. Однако в результате договор выкупа был расторгнут парком в одностороннем порядке. В разговоре с ЕАН Бучельников рассказал, как парк регулярно занимается поборами и вгоняет сотни водителей в денежную кабалу. Таксисты называют это настоящим рабством. Подробнее – в материале.

Дмитрий переехал в Екатеринбург из Лесного. ЕАН уже неоднократно рассказывал его историю. Он – два раза становился победителем регионального профессионального конкурса, представлял область на всероссийских соревнованиях в Чечне, попал в десятку лучших водителей такси страны. Он установил мировой рекорд по количеству селфи с пассажирами.

Помимо работы Бучельников ведет активную общественную деятельность: развивает свой блог, проводит экскурсии на такси, сотрудничает со СМИ, выступает на радио и телевидении. Но никто не мог подумать, что работа с крупнейшим таксопарком Екатеринбурга закончится для Дмитрия судом.

 «В 2020 году я стал работать в такси. Тогда началась пандемия, и с работой было плохо. Мне посоветовали «Первый таксомоторный парк», ведь это – передовик, самое большое предприятие в отрасли, владеющее около 300 автомобилями. Они - получатели множества благодарственных писем Минтранспорта. Первый автомобиль, который я у них выкупил, – Nissan Almera. Это была битая, заезженная машина. Ее я выкупил за девять месяцев, после чего продал за такую же сумму. После этого мне предложили выкупить новую Skoda Rapid. Тогда парк расширялся и приобретал большую партию этих машин», - рассказывает Бучельников.

В конце февраля 2021 года он и еще около сотни водителей подписали договор на выкуп нового авто. Рыночная стоимость машины, по словам Дмитрия, тогда составляла около 1,2 млн рублей. По договору Бучельников должен был платить 2 тыс. рублей в день в течение трех лет. Спустя какое-то время таксопарк без предупреждения поднял ежедневную плату до 2 тыс. 100 рублей. Кроме этого, через год выяснилось, что водитель должен сам оплачивать страховку. Стоимость ОСАГО на автомобиль Skoda Rapid для таксистов – 64 тыс. рублей в год. Для простого водителя эта сумма неподъемная, поэтому таксопарк предложил Бучельникову рассрочку. Однако она оказалась небеспроцентной. Руководство требовало 20 % от стоимости. Дмитрию пришлось согласиться, и он начал ежедневно выплачивать парку 205 рублей за страховку. Позже парк придумал еще один сбор: у каждого водителя должен быть на балансе депозит в размере 20 тыс. рублей.

«В случае, если водитель увольняется, ему какое-то время еще приходят штрафы ГИБДД. Для этого и нужны деньги. Если штрафы не придут, то средства вернут водителю», - так объясняли в таксопарке ситуацию.

Поскольку не у каждого водителя есть одномоментно 20 тыс. рублей, деньги таксопарк собирал ежедневно – по 200 рублей, пока на балансе не накопится необходимая сумма.

Плюсом ко всему таксопарк решил ввести дополнительную страховку для водителей. По задумке, деньги должны были идти на ремонт автомобиля.

«Ежедневно с нас 200 рублей собирали на дополнительную страховку. Таксопарк обещал раз в году обеспечить ремонт авто на 150 тыс. рублей, второй раз - на 75 тыс. Как-то я столкнулся с «капиталкой» коробки, которая обошлась мне в 123 тыс. рублей. Я пришел к директору, напомнил про допстраховку. Однако выяснилось, что ремонт оплачивается таксопарком только в случае ДТП. То есть, если ломается машина, даже капремонт двигателя, где суммы доходят до 250 тыс. рублей, вешают на водителя», - утверждает Бучельников.

Получается, что с учетом суммы за выкуп автомобиля, поборов таксопарка, бензином и едой водитель ежедневно должен зарабатывать 5 тыс. рублей только для того, чтобы не уйти в минус. Только деньги сверх этой суммы идут ему в зарплату.

Самое интересное, что в договоре между таксопарком и водителями никакие сборы денег, помимо стоимости выкупа авто, не прописывались. Все это решалось на словах.

«Это происходит так: раз в два месяца - собрание водителей. Директор говорит: “Так, ребята, запчасти подорожали, давайте-ка мы сделаем допстраховку”. Половина водителей не соглашаются. Но руководитель парка говорит, что все решено в единогласном порядке. Кого не устраивает – сдают машину и уходят. Водителям приходится соглашаться, потому что у многих остается 8-9 месяцев до полного выкупа авто. Людей просто загоняют в кабалу, это настоящее рабство, водители залазят в долги или уходят в минус», - говорит лучший водитель такси Свердловской области.

 «Яндекс. Такси» в канун Нового года оставил без работы лучшего таксиста Свердловской области 

Но и поборы – это не то, из-за чего Бучельников решил судиться с крупнейшим таксопарком города. Спустя 1,5 года сотрудничества директор предприятия расторг договор выкупа автомобиля с Дмитрием в одностороннем порядке. Веских оснований для этого не было, считает лучший водитель такси Свердловской области.

«Я всегда был достаточно медийным последние два года: участвовал в конкурсах, сотрудничал со СМИ, вел блог. Директору таксопарка это не очень нравилось. Я предлагал ему сотрудничать в этом плане, какие-то проекты совместные вести, но ему это было неинтересно. Благодаря участию в конкурсах я улучшил свои знания по истории региона и города, в свободное время начал возить экскурсии на такси с частными клиентами. Как-то в свои выходные два или три дня этим и занимался. За это время на балансе накопилось минус 12 тыс. рублей. В понедельник я привез 15 тыс., чтобы мне их закинули на счет.

Директор позвал меня и сказал, что договор расторгнут в одностороннем порядке, попросил сдать автомобиль. Деньги за выкуп машины отдавать, естественно, отказался. Депозит тоже не вернул. Не знаю, почему так произошло. Наверное, я просто стал привлекать много внимания, а директору это не нужно, потому что они – фактически мошенники», - вспоминает Бучельников.



Лучший водитель такси региона решил отстаивать свои права в суде. Вместе с адвокатом Дмитрием Лебедевым они подали иск о возмещении выкупной стоимости автомобиля. Сумма иска составила 402 382 рубля. Эти деньги Бучельников и пытается взыскать с «Первого таксомоторного парка».

«То, что происходит в таксопарке, – это фактически рабство. Поборы никак не закреплены документально. Деньги снимаются ежедневно с баланса водителя. Там даже есть такая строка – «Иные списания». И самое интересное, что договоры выкупа авто включают незаконный пункт о том, что парк может в одностороннем порядке разорвать договор без уведомления и причин, забрать в любой момент машину. Это серьезное нарушение», - утверждает адвокат.

Лучший водитель такси региона и его адвокат попытались всеми законными способами получить информацию по балансу Дмитрия: доходы-расходы денежных средств. Но все попытки получить информацию провалились. Отказал и «Яндекс», и таксопарк. Сказали, что доступа к информации нет. При этом баланс за один день, 6 декабря, найти все-таки удалось. Он выглядит следующим образом:

Доход: 3595 рублей.

Списания:

  1. 699 рублей – комиссия «Яндекса»;
  2. 205 рублей – долг по ОСАГО;
  3. 300 рублей – долг за допремонт;
  4. 200 рублей – долг по депозиту;
  5. 2100 рублей – аренда;
  6. 300 рублей – прочие списания;
  7. 700 рублей - списание в счет долга по ремлистам.

Итого списаний за 06.12.2023 – 3800 рублей.

 Получается, что данные у таксопарка есть. Однако предоставлять их представители предприятия отказываются, тем самым нарушая права Бучельникова. В этом уверен его адвокат.

«Возможно, тут есть совершение преступления по ст. 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации». Ст. 29 Конституции гарантирует доступ к любой информации, которая касается гражданина. Этот баланс затрагивает интересы Бучельникова. Соответственно, отказ в предоставлении информации таксопарком может расцениваться как уголовное преступление. Второй момент: возможно, таксопарк занимается хищением денежных средств. Строка «Иные списания» это подтверждает», - отмечает Лебедев.

По его словам, если бы Дмитрий запрашивал в суде все убытки, которые понес, сумма составила бы более 800 тыс. рублей. На первых заседаниях судья предлагала заключить сторонам мировое соглашение. Бучельников согласен на это, однако представители «Первого таксомоторного парка» отказываются выплачивать ему деньги. Адвокат Дмитрий Лебедев намерен в ближайшее время подать заявление в полицию по факту хищения средств, в СК – по факту отказа в предоставлении информации, а также в прокуратуру.

Корреспондент ЕАН связался с директором «Первого таксомоторного парка». Однако он отказался комментировать ситуацию, сославшись на конфиденциальность информации. «Все будет в суде», - отметил руководитель таксопарка.

«Из-за условий, созданных в крупнейшем парке города, водители вынуждены работать по 12 часов в сутки, чтобы заработать хоть что-то. Водители устают, нервничают, торопятся, становятся менее внимательными. Все это в конечном итоге сказывается на безопасности пассажиров», - подвел итог Бучельников.

ЕАН и лучший водитель такси Свердловской области ищут других пострадавших от действий таксопарка. Кто столкнулся с несправедливостью, можно обращаться по редакционному телефону +7 922 143-47-42 или напрямую к Дмитрию +7 952 147-17-64.

 10 упражнений и граненый стакан на крыше: как выбирали лучшего водителя такси Свердловской области. ФОТО/ВИДЕО Екатерина Землянская

Источник фото: Дмитрий Бучельников
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+