11 октября Башкирия празднует День республики, он же День принятия Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики. На официальном уровне его отмечали всегда с размахом, с концертами и салютом; в быту особенного ликования не видно, но люди рады дополнительному выходному. В нынешнем году массовые торжества отменили из-за коронавируса, но по традиции накануне вручают награды и почетные грамоты, организуют ярмарки. О суверенитете республики сегодня рассуждают разве что националисты и историки, в то время как региональные депутаты старательно приводят местные законы в соответствие с российскими, а руководство Башкирии радуется, если федеральный центр дает деньги на региональные проекты. Мнениями о смысле и трансформации содержания Дня республики с ЕАН.Уфа поделились эксперты.
«Берите столько, сколько сможете проглотить»
После того как 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, развернулась дискуссия о месте автономных республик в составе СССР, необходимости децентрализации системы управления. В Башкирии началось обсуждение, а затем и разработка документа, которому предстояло закрепить особый статус региона.
Союзное руководство с опасением наблюдало за ростом влияния российского президента Бориса Ельцина. Одним из способов ослабить его позиции стало принятие в апреле 1990 года закона «О разграничении полномочий между СССР и субъектами федерации», который уравнивал в правах автономные и союзные республики, в результате чего автономии становились независимыми от РСФСР. Чтобы удержать российские республики в едином пространстве, Ельцин предложил им компромисс – взять суверенитета сколько необходимо, но остаться в составе России. Об этом он эмоционально говорил во время поездок по регионам, выступая перед населением.
Борис Ельцин выступает перед уфимцами, 1990 год
«Мы говорим народу Башкирии, Верховному Совету: возьмите ту долю власти, которую сами можете проглотить. И мы согласимся с этой волей, Верховный Совет России не будет ни в коем случае препятствовать. Если вы решите: недра, богатство, земля — это собственность Башкирии, значит, так оно и будет», - заявил Борис Ельцин на митинге в Уфе 12 августа 1990 года
Свои обещания российский президент подтвердил на митинге в Стерлитамаке.
Митинг в Стерлитамаке, 1990 год
«Если вы решите: и недра, и богатства, и земля Башкирии — это собственность народов Башкирии, значит, так оно и будет... Нефть и газ Башкирии принадлежат ей, и только она вправе распоряжаться своими богатствами. Хватит, достаточно вас грабили! ...Если Башкирия заявит о своем суверенитете, мы будем уважать этот суверенитет» - пообещал он.
С августа по октябрь 1990 года по России прокатился «парад суверенитетов» автономий. Первой самостоятельность провозгласила Карелия – 9 августа, Татарстан сделал это 31 августа, а Башкирия – 11 октября.
Что провозгласила Декларация
Принятая Верховным Советом республики Декларация преобразовала Башкирскую АССР в Башкирскую Советскую Социалистическую Республику (БССР) — Башкортостан, поскольку статус автономной республики не обеспечивал ее всестороннее социально-экономическое развитие.
Кроме того:
- земля, недра, природные богатства и ресурсы, экономический и научно-технический потенциал провозглашались собственностью многонационального народа Башкирии;
- определен договорный характер отношений республики с Российской Федерацией и СССР;
- установлено, что Башкирия будет содействовать удовлетворению национально-культурных потребностей лиц башкирской национальности, проживающих за пределами республики;
- провозглашалось верховенство республиканских законов над федеральными, например, если последние противоречат Декларации о государственном суверенитете БССР.
Текст Декларации, опубликованный в печати, 1990 год
27 февраля 1992 года постановлением Верховного Совета Башкирии дата принятия Декларации о суверенитете объявлена праздничным днем, на основе этого документа 24 декабря 1993 года принята республиканская Конституция. 31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор с приложением к нему от Башкирии, а 3 августа 1994 года состоялось подписание договора с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения и полномочий.
Начавшаяся в 2000-е годы федеративная реформа кардинально изменила практику отношений регионов с центром. Местные законы стали приводить в соответствие с федеральными. О былом «суверенитете» Башкирии напоминает лишь праздник и памятный знак в уфимском парке имени Ленина, установленный 21 год назад.
Памятный знак в честь 10-летия принятия Декларации о суверенитете Башкирии
Историк, завсектором социокультурного анализа Института стратегических исследований РБ Юлдаш Юсупов считает, что события 31-летней давности сыграли важную роль в становлении современной российской государственности, так что напрасно им не придают значения, которого они заслуживают.
«Это было время сборки новой России, один из шагов цивилизационного характера, который позволил сохраниться нашему государству, Сейчас идут другие процессы, меняются взгляды на роль национальных республик. Нам не хватает осмысления ее значения, а в результате появляются инициативы об упразднении республик или противоположные крайности», - отметил ученый.
По мнению Юсупова, День республики – значимое событие не только для Башкирии, но и для всей страны, тем более что национальные республики обеспечивают уникальность российской цивилизации.
Грустная экономика
Экономист Рустем Шайахметов оценивает достижения республики за последние десятилетия, анализируя данные официальной статистики. По его мнению, в 80-е - 90-е годы прошлого века Башкирия была успешным регионом: в 1995 году валовой региональный продукт республики был выше, чем у Татарстана. Но за прошедшие годы былые преимущества оказались утрачены.
«В 1980 году Башкирия переработала 61,5 млн тонн нефти, это 20% всей нефтепереработки страны. А в допандемийном 2019 году только 25,5 млн тонн (8,8%). Количество выработанной электроэнергии снизилось на 21%. Производство основных видов сельхозпродукции – зерна, мяса и молока – снизилось от 5 до 43%. Площади лесовосстановления в 2019 году составили только 47% от уровня 1985 года, количество детей, отдохнувших в летних лагерях - 82%. В 1990 году в Башкирии умерло около 38 тыс. человек, что на 21,7 тыс. меньше, чем в 2020 году. Родилось 63,9 тыс. детей - на 22,7 тыс. больше. В 90-е годы естественная убыль населения компенсировалась за счет миграции, численность населения Башкирии выросла с 3,94 млн человек в 1990 году до 4,12 млн в 2000 году. Республика существенно отстает от регионов-лидеров, поэтому люди уезжают туда, где больше возможностей для самореализации и заработка, - считает эксперт.
Эти слова подтверждают и данные правительства Башкирии, по которым в 2023-2025 годы численность населения республики упадет ниже психологической отметки в 4 млн человек. Только в 2026 году ожидается рост до 4 000,9 тыс. человек.
«Еще одна проблема в том, что мы не развиваем новые сектора экономики, как это делает Татарстан, где, например, работает популярная торговая площадка KazanExpress. У нас подобных крупных проектов нет, как нет и реальных действий по их созданию. В Башкирии делают громкие заявления, о которых вскоре забывают. Два года назад власти поставили цель увеличить рождаемость, появился соответствующий указ главы республики, чиновники громко заявляли, что он будет выполнен - и в то же время сокращали меры соцподдержки семей с детьми. Снижение численности населения - это тоже показатель эффективности работы власти, - считает Шайахметов.
По мнению экономиста, нужно ставить реальные цели и пути их достижения, в Башкирии много формальных институтов развития, которые работают тоже формально, а масштабных инновационных проектов фактически нет.
Хорошо, что есть свой праздник
Политолог Сергей Лаврентьев (в 2008-2010 годы государственный советник при президенте Башкирии Муртазе Рахимове – прим. ЕАН) уверен, что День республики - хороший праздник, способствующий развитию местного патриотизма. И вполне нормально, что его содержание изменилось в соответствии с духом времени.
«Тогда мы были свидетелями серьезной трансформации старого советского общества, это проклюнулись первые ростки свободы, когда массы стали требовать большего, исходя из вклада, который Башкирия вносила в экономику. Он был на уровне союзных республик, а статус - ниже, вот и возник вопрос: чем мы хуже? Тогда это работало, сегодня другая ситуация и теперь кричать о собственном суверенитете вредно для страны. Наш федерализм уникальный, его не сравнить с немецким или американским, где у субъектов побольше свобод. Наша страна гораздо больше, субъекты все разные, поэтому Россия всегда требовала жесткой управляемости», - отметил Лаврентьев.
По мнению политолога, от залихватских девяностых страна возвращается к нормальному состоянию: отлажена процедура согласования интересов субъектов федерации с центром, между собой она принимается всеми и этого достаточно. Яркие явления в виде объявления суверенитетов больше ничего не решают.
Роман Якимчук