РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 26 апреля 2022 в 16:40

Запас до конца года: как банки и государство обеспечат новую ставку по льготной ипотеке

Президент России Владимир Путин предложил снизить уровень ставки по льготной ипотеке с 9% до 12%. Кроме того, глава государства поручил продлить срок действия программы до конца текущего года. Логика принятия данного решения, по словам экспертов, понятна — поддержка строительной сферы и смежных отраслей, которые оказались отрезаны от внешнего рынка.
Вместе с тем участники банковского сектора, опрошенные ЕАН, задаются вопросом, кто будет платить за это снижение, когда в текущих экономических реалиях доходность банков оставляет желать лучшего. Известный на Урале экономист, основатель банка «Северная казна» (прекратил существование после кризиса в 2008 году) Владимир Флоров отмечает, что крупные финансово-кредитные учреждения уже понесли значительный ущерб от «беспрецедентных санкций».
«Сегодня банковская система (в первую очередь крупные банки) находятся под санкциями — у них корсчета прикрыли, на которых денежные средства находились в валюте. Как эти деньги выдавать? Закрытие SWIFT в сравнении с этим не столь ужасно, хотя для банков — это выпадение из мировой ткани. На этом фоне разговоры о рефинансировании кредитов или снижении ставки по льготной ипотеке — это скорее частные вопросы», — считает Владимир Фролов.
«Это возможно, если, условно говоря, в эту пятницу Банк России скорректирует ключевую ставку до 15% (в настоящее время — 17%). Второй вариант - компенсация (в виде государственных дотаций — прим. ЕАН). А пока снижение ставки по льготной ипотеке, скорее, какой-то социализм, раздача денег», — считает Павел Ефремов.
Признаков того, что ЦБ уже в ближайшие дни скорректирует ставку, никто из опрошенных ЕАН собеседников не видит. Вариант с предоставлением дотаций, по мнению Владимира Фролова, осложнен наполнением бюджета.
«Сейчас доходность банков крайне невысокая. Конечно, кто-то это должен компенсировать. Но приближенная к Центробанку публика говорит, что резервов хватит на 8 месяцев. Есть оценки, что уже с 2023 года поступления по энергоресурсам в бюджет резко сократятся. Я не специалист в этом вопросе, но бытует мнение, что поступление в бюджет может снизиться в два раза. При таких условиях о позитивном экономическом сценарии говорить крайне сложно», — сказал экономист.
«Это целевая раздача денег, и понятно, на что она направлена. Тем же металлургам закрыли внешние рынки, и на внутреннем рынке обострилась конкуренция среди предприятий — резко возникло число предложений внутри страны. То же самое произошло с бензином. Каждый рубль в стройке дает 7-8 рублей в смежных отраслях. Поэтому раздавать деньги девелоперам бесполезно. Они построят объекты, но кому их продадут? В данном случае необходимо стимулировать спрос. С точки зрения строительства у нас есть парадигма в сознании: наличие собственной квартиры — это символ достатка. Соответственно, эта парадигма толкает людей на приобретение недвижимости. И люди уже и вторую, и третью квартиры покупают и пытаются их сдавать в аренду», — сказал Григорий Вахитов.
В то же время, по мнению Владимира Фролова, в нынешних условиях появляются возможности для развития у банков, которые находятся во втором и третьем дивизионе.
«Если говорить о финансовом секторе, то подавляющее большинство самых мощнейших структур появилось с нуля с мощнейших кризисов, потому что расчищается рыночная площадка. Сейчас ситуация сложная у крупных банков, и, возможно, появятся банки вторых-третьих рядов, которые могут сильно вырасти при условии, что они докажут рынку свою надежность. То есть у них нет большого кредитного портфеля, нет проблем, связанных с невозвратами кредитов. Ну и следующее требование— выстрелят те банки, которые продемонстрируют инновационную мощь — то есть предложат рынку такое, чего другие предложить не смогут», — считает Владимир Фролов.
almaceramica