Год назад, вскоре после начала СВО, правительство России приняло постановление № 336 "Об особенностях организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля". Заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Свердловской области Евгения Косарева рассказала ЕАН, как удается контролировать качество продуктов питания, поступающих на прилавки, и соблюдать продовольственную безопасность страны.
Евгения Косарева считает, что постановление № 336 – это своего рода мораторий на проверки. Теперь ревизоры Россельхознадзора не могут выйти к производителю на проверку. Но им разрешено проводить профилактические визиты, во время которых проводятся консультации, специалисты отвечают на вопросы. Впоследствии замечания работников Россельхознадзора учитываются в работе производителей продуктов.
«Главное, что у нас есть система «Меркурий» (государственная система, которая контролирует оборот продукции животного происхождения). Она позволяет выявлять индивидуальных предпринимателей, который фальсифицируют продукты. Мы их блокируем в системе и не даем дальше вести производственную деятельность. Однако проблема в том, что они перерегистрируются снова и снова под новыми названиями. Среди самых злостных можно назвать ИП Гурьянов, ИП Бяков, ИП Исаков, ИП Заботина – они попадались уже несколько раз. Они разрабатывают меры по обходу, мы разрабатываем свои меры и блокируем их в «Меркурии», - говорит Евгения Косарева.
«Да и в принципе производством это трудно назвать. Например, если они занимаются сливочным маслом, то закупают монолиты у производителей, чаще всего из другого региона, и фасуют. Возможно, они покупают нормальное масло по ГОСТу и сами что-то добавляют, какие-то более дешевые растительные масла. Продают потом масло как по ГОСТу, а на самом деле увеличили объем за счет добавок. В лабораториях выявляются растительные жиры», - говорит специалист.
«В 2022 году мы не раз направляли материалы для мер реагирования в ГУ МВД по Свердловской области, но ни одно дело до суда не дошло», - уточняет Косарева.
А если нарушение требований технического регламента, то предусмотрены большие штрафы - от 200 до 500 тыс. рублей. Раньше штрафы часто выписывали, но теперь действует 336-е постановление.
Евгения Косарева обратила внимание на то, что чаще всего жертвами фальсификаторов становятся люди из социально значимых учреждений. Именно они вынуждены покупать продукты в соответствии с 44 ФЗ «О закупках». По этому закону поставщики должны устанавливать самые низкие цены.
«Когда они заключают контракты и заходят в эти организации, они представляют себя как поставщики качественной продукции. Но в итоге, к сожалению, при лабораторных исследованиях, которые проводит наша подведомственная лаборатория, выясняется, что эта продукция некачественная, небезопасная для жизни и здоровья», - говорит Косарева.
Так, в 2022 году в социально значимых госучреждениях Свердловской области был проведен отбор 84 проб пищевой продукции. Из них 24 не соответствовали показателям качества и безопасности (28,5%), в том числе 7 проб по микробиологическим показателям – это кишечная палочка и пр.
В части замены молочного жирами немолочного происхождения (это показатель фальсификации) в 2022 году было 79 проб, из них 7 проб не соответствовали требованиям нормативов. В социально значимых учреждениях на предмет замены молочного жира сделаны 34 пробы, из них 15% не соответствует норме.
В 2022 году сделали 28 проб масла сливочного у производителей, из них в 5 выявлена фальсификация (18%). В 2023 году было сделано 9 проб (7 в социально значимых учреждениях). Из них в трех случаях выявлен фальсификат, два из них в социально значимых учреждениях.
Основные производители молочной продукции – это крупные предприятия, которые в основном работают достаточно добропорядочно, выпускают качественную продукцию. У них есть программа производственного контроля. Сами себя контролируют: и сырье, и выпускаемую продукцию. Но и некоторые из крупных производителей иногда попадают в сферу внимания Россельхознадзора.
Система «Меркурий» в условиях ограничений проверок позволяет отслеживать производственный цикл с начала и до прилавка. Кроме масла, например, специалисты выявляют фальсифицированные консервы.
«В процесс производства мы видим, из какого вида рыбы консервы изготовлены, а на выходе на этикетке читаем название совсем другой рыбы, более дорогой. Бывает фальсификация в мясных консервах. Добавляют более дешевое мясо птицы, удешевляют. Все это из других регионов, в Свердловской области тушенку не делают», - продолжает Евгения Косарева.
Проверка периодически выявляет в банках тушенки определенного вида такое мясо, которого там быть не должно. Например, в свиной тушенке обнаруживается говядина, и наоборот. Не всегда это связано со злым умыслом на подмену. Бывает так, что производственное оборудование недостаточно тщательно обрабатывают после работы с каким-то продуктом и его частицы попадают в другие мясные продукты. Что касается мяса в чистом виде, то к крупным производителям у Россельхознадзора тоже бывают претензии. Если это выявляется, то мясо не выпускают на реализацию. В мясе выявляют антибиотики. Это говорит о несоблюдении сроков введения лекарственных препаратов животным. Ведь в инструкциях всегда указано время выведения препаратов из организма.