РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 18 октября 2024 в 14:03

Как Свердловская область становится Синарской

© Фото: нейросеть
В сети набирает обороты петиция, в которой создатели призывают переименовать область из Свердловской в Синарскую. «Мы считаем, что переименование Свердловской области в Синарскую более точно отражает текущие события и политику нашего региона», – пишут авторы обращения. При всей полушутливости предложения оно явно двусмысленное и обращает внимание на то, что «Синара» играет все более весомую роль в экономике области, сосредотачивая в своем портфеле все больше проектов, где так или иначе есть бюджетные средства.

Молочный брат

Заксобрание Свердловской области в ближайшее время примет решение о приватизации 25% акций стратегически важного предприятия – Ирбитского молокозавода (ИМЗ). С огромной долей вероятности их выкупят структуры «Синары», которая уже поставила туда руководителем своего бывшего сотрудника и год назад стала владельцем 49% акций.
Этот пакет год назад купило основанное в ноябре 2022 года московское ООО «СмартПроект» с уставным капиталом 10 тыс. рублей. Ее директор на тот момент Павел Дергачев, судя по сервису «Контур.Фокус», был гендиректором еще двух компаний, среди которых ООО «СинараПром» и АО «Информдевеломпент». Учредитель последней – АО «Группа Синара».
За акции «Синара» заплатила чуть более миллиарда рублей.
Приватизация сопровождалась скандалом: бывший генеральный директор предприятия Сергей Суетин заявлял, что «49% акций за миллиард – это не продажа, а раздача» и что молокозавод успешно развивается за счет собственных средств. Только дивидендов за три года в бюджет Свердловской области предприятие выплатило 221 млн рублей.
Контроль над предприятием «Синара» забирала постепенно: за 10 месяцев до тендера директором был назначен депутат заксобрания Григорий Бачериков, который до прихода в политику занимал пост начальника департамента по развитию агропромышленного бизнеса АО «Группа Синара».
ИМЗ - одно из крупнейших на Урале предприятий молочной промышленности, основано в 1925 году. Согласно информации с официального сайта завода, на выработку предприятия приходится более 25% всей молочной продукции Свердловской области. Попытки приватизировать завод предпринимаются с 2021 года: тогда впервые власти Свердловской области внесли изменения в программу управления государственной собственностью. Планировалось продать 100% акций молокозавода. Но тогда глава региона Евгений Куйвашев исключил компанию из планов по приватизации, зато в 2024 году частная компания станет владельцем сразу трех четвертей пакета акций.
У «Синары» в структуре бизнеса есть агрохозяйство «Каменское», но это, скорее, донор сырья: примерно три четверти молока компания поставляет для переработки «крупняку» – тому же ИМЗ. Объемы производства молочной продукции, конечно, несравнимы.

Все в дом

К влиянию «Синары» на областные дела все более или менее привыкли, но этой осенью она совершила настоящий прорыв, войдя в проекты с городом.
Именно она продаст Екатеринбургу 50 новых троллейбусов на 1,6 млрд рублей, причем сделает это, что удивительно, в кратчайшие сроки, до Нового года.
«Учитывая, что на заводе «Синары» в Челябинске, по сути, идет отверточная сборка машин из комплектующих производства КНР, а поставка частей для 50 машин дело очень небыстрое, скорее всего, конкурс был организован таким образом: там прописаны такие сроки, чтобы «Синара» точно успела», – источник в отрасли мягко намекает на подоплеку происходящего.
Производство в Челябинске было открыто всего полтора года назад и обслуживает очень амбициозный проект «Синары» в этом городе. В 2021 году региональные власти подписали с компанией концессионное соглашение на 10,2 млрд рублей о развитии троллейбусной инфраструктуры. Документ предполагает передачу «Синаре» троллейбусного транспорта Челябинска на 15 лет в обмен на его ремонт и закупку 168 новых троллейбусов.
Конкурс в Екатеринбурге оставил не у дел крупных производителей электромашин. Всего их в стране четыре, и рвется на российский рынок белорусская фирма. Но в тендере более чем на 1,5 млрд участвовала кроме «Синары» только одна компания – «ТрансАльфа» из Вологды (ее заявку признали не соответствующей условиям тендера), остальные даже не заявлялись.

Кто за кем стоял

Новые активы и новые заказы достаются «Синаре» не только потому, что это крупная финансово-промышленная группа, у которой в активе есть и производство, и девелопмент, и туризм, и агробизнес, и банк, огромное число хорошо выполненных задач. Не последнюю роль тут играет, конечно, личность экс-владельца - по крайней мере по документам – компании.
Хотя «Синара» очень не любит, когда ее связывают с ТМК, но история уральской промышленности беспощадна: Дмитрий Пумпянский и Трубная vеталлургическая rомпания (ТМК) стали фундаментом, на котором выросла вся группа «Синара».
По официальной версии, Группа «Синара» была создана в 2001 году как инвестиционная компания, внедряющая современные технологии управления бизнесом. Но по сути в группу бизнес Пумпянского объединили в те веселые времена, когда на деньги московской группы МДМ создавалась Трубная металлургическая компания. Пумпянский на тот момент был совладельцем Синарского трубного завода, отдал завод в МДМ, а вот другие активы вывел в свою личную компанию. В нее вошли, если верить деловым СМИ тех лет, Златоустовский метзавод, Орский машиностроительный завод, ряд предприятий легкой и пищевой промышленности и даже два сельскохозяйственных кооператива. Таким образом, совладельцем ТМК Пумпянский стал позже, чем начал владеть «Синарой». Но после начала СВО, в марте 2022-го, попавший под санкции бизнесмен вышел из совета директоров обоих холдингов.

Чем дальше в лес, тем жестче проекты

На самом деле случай с передачей в частные руки успешного ИМЗ и поставка - это просто один из примеров того, какое влияние есть у «Синары» на регион. Если говорить о последних годах, то сразу вспоминается, как именно эта компания стала исполнителем знаковых для города строек. Не все шло, как запланировано: например, дважды за десять лет переделывали Центральный стадион.
Напомним также, что Пумпянский и его бизнес-группа были ключевым оператором подготовки города к Универсиаде-2023. Миллиардеру тогда удалось пролоббировать смену площадки для игр с района ВИЗ-Правобережный на Новокольцовский, который «Синара» давно хотела активно застраивать.
Там на болотах возле "Экспо" построили деревню Универсиады, назвали это потом корпусами кампуса УрФУ (где Дмитрий Александрович — председатель попечительского совета, то есть возглавляет пул спонсоров), но некоторые неблагодарные студенты отказываются жить на выезде из города и не хотят тратить по часу на дорогу к учебе.
Расширяется влияние Пумпянского и на соседние регионы. О концессии на челябинские троллейбусы мы уже упоминали, но мало кто знает, что национализированный Челябинский электрометаллургический комбинат теперь фактически находится под управлением ТМК – по крайней мере, людей, которые хорошо знают ее корпоративную культуру и умеют ее использовать на пользу промышленной группе.
Так, новый гендиректор компании Анатолий Бровко был директором заводов, входящих в ТМК, потом был замгендиректора по управлению Трубной металлургической компании, а после его стали продвигать по политической линии. До 2012 года он был губернатором Волгоградской области. Первым заместителем гендиректора ЧЭМК стал юрист Серик Шайханов – экс-заместитель гендиректора по правовой работе и директор по корпоративному управлению, сделкам M&A и непрофильным активам АО «Синара — Транспортные машины». Должность заместителя по финансам и экономике заняла Ольга Прошкина, ранее она работала на аналогичной должности на Синарском трубном заводе. За PR и GR ЧЭМК отвечает Илья Житомирский, который пересел в это кресло с должности директора по стратегическим коммуникациям ТМК и Группы «Синара».
Это значит, что именно от ТМК власти и общество будут ждать кардинального изменения ситуации на предприятии, в первую очередь речь идет об экологическом аспекте работы. Слухи о переносе из города пылящего ЧЭМК ходили давно, год назад глава региона прямо получил такое указание от президента. Но это крайне дорогая затея, фактически комбинат надо будет построить на новом месте. И, возможно, сейчас промышленные группы ТМК и «Синара» получают новые активы для того, чтобы, заработав на них, войти в историю как инвестор, который сделает нереальное: в условиях санкций и сложнейшей логистики построит новый завод. Напомним, что в правительственных структурах ждут некоего «инвестрешения по переносу ЧЭМК», - об этом ЕАН рассказала глава Росприроднадзора Светлана Радионова.
almaceramica