Россия столкнулась с острым дефицитом кадров. Сотрудников не хватает во всех отраслях, из-за этого работодатели все чаще стали увеличивать зарплаты, заманивая потенциальных специалистов. В частности, в Свердловской области предлагаемые зарплаты выросли с 35 000 - 79 310 рублей до 42 100 - 91 954. Власти говорят, что преодолеть кризис получится только через семь лет, а пока они предлагают различные способы решения проблемы. Среди них – привлечение к труду зеков, снижение смертности на заводах, репатриация россиян, а также увеличение количества мигрантов. Последний пункт подробно разобрал в колонке для ЕАН основатель миграционного центра NIVEL Григорий Левин. Он разобрался, как Россия и другие страны мира привлекают мигрантов в свою экономику.
"Трудовую миграцию большинство современных развитых стран мира сегодня рассматривают в качестве инструмента для решения двух стратегических задач – увеличение численности трудоспособного населения и поддержание развития экономики. Если посмотреть на последние изменения в миграционной политике Европы, США, России и ряда других западных стран, станет видно, что для этого параллельно разрабатывается несколько механизмов:
1. Улучшение условий жизни и расширение прав мигрантов, выполняющих низкоквалифицированную работу, в том числе «амнистия» для нелегальных мигрантов. Суть в том, чтобы люди, приехавшие на заработки, легально находились в стране как можно дольше и платили налоги в бюджет. По задумке законодателей, соответственно, должно снижаться количество преступлений, совершаемых мигрантами.
2. Облегчение процедур въезда в страну и условий найма для квалифицированных иностранных специалистов.
Эти задачи ставятся в приоритет перед чисто тактическими (восполнение дефицита кадров в сферах занятости, малопривлекательных для граждан, когда такой дефицит реально возникает).
В России
Российская миграционная политика сегодня сосредоточена, в основном, на развитии механизма № 1 – привлечении и удержании трудовых мигрантов внутри страны. О специалистах из «недружественных» стран в текущей политической ситуации речь не идет, поэтому все последние инициативы связаны с выходцами, в основном, из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана – людьми, как правило претендующими на низкоквалифицированный труд.
Поток трудовых мигрантов в Россию остается и будет оставаться высоким. По данным экспертов, в 2022-м году он составил 3,47 млн человек (из 15 млн иностранцев, приехавших в страну). К 2030-му году, как сообщает Минтруда РФ, эта цифра вырастет до 3,5 млн.
При этом большинство мигрантов, приехавших на заработки, трудоустраивается официально. Так, ежегодно выдаваемое государством количество патентов на работу иностранным гражданам составляет порядка 2 млн. Только в Екатеринбурге и Свердловской области в прошлом году было оформлено 55 тыс. патентов – наш регион здесь на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга.
Есть основания предполагать, что высокий поток трудовых мигрантов в дальнейшем будет поддерживаться за счет мер по улучшению условий их жизни. Так, с 1 января 2023 года они имеют право лечиться по ОМС после трех лет нахождения и работы на территории РФ, а работодателя могут обязать платить им не меньше, чем гражданам страны на аналогичных должностях (с таким предложением в мае выступила партия «Справедливая Россия – За правду»). Одновременно Федеральное агентство по делам национальностей запускает проекты по социокультурной адаптации мигрантов (углубленное изучение языка, истории и культуры России) в ряде регионов страны.
Государству выгодно, чтобы мигрант оставался в России как можно дольше, покупал здесь товары и платил налоги – тогда эти средства будут наполнять городские и региональные бюджеты, а не «утекать» в экономику их родных стран. К тому же это в среднесрочной перспективе может стимулировать рост численности населения, который не увеличивается уже на протяжении более 30 лет. По данным Росстата, с 1992 года численность населения в России сократилась со 148 до 146 млн человек. Этот показатель имеет тенденцию к дальнейшему снижению из-за падения рождаемости (по данным Росстата, в январе-мае 2023 года рождаемость снизилась на 2% по сравнению с первым полугодием прошлого года) и оттока населения в ходе СВО.
На Западе
Часть западных стран открыто признает, что серьезная поддержка экономики в ближайшие годы будет осуществляться за счет постоянного притока трудовых мигрантов и их постепенной ассимиляции с местным населением. Об этом, например, прямо заявляет министр труда Франции Оливье Дюссо, отмечая, что без мигрантов целые секторы экономики неизбежно придут в упадок. План французского правительства заключается в разработке упрощенной процедуры легализации мигрантов, которые уже фактически работают в отраслях с дефицитом кадров: строительство, общепит, гостиничный бизнес и другие, либо выразят готовность работать в них на законных основаниях. Если эти инициативы преодолеют сильное общественное сопротивление и станут законом, запустить процедуру получения специального вида на жительство мигрант сможет с помощью своего работодателя и даже самостоятельно. Президент Франции Эммануэль Макрон законопроект поддерживает, отмечая, что также нужно повышать эффективность образовательных программ для мигрантов. При этом документ предусматривает ужесточение процедур высылки из страны мигрантов, не пожелавших получать легальный статус.
В США разработана, возможно, одна из самых эффективных моделей развития экономики за счет мигрантов, которая предполагает медленную легализацию с одновременным сокращением расходов государства на их содержание и снижение преступности.
Речь идет об известном законопроекте под названием «Акт о достоинстве» (Dignity Act), к рассмотрению которого Конгресс США приступил в марте этого года с подачи члена Палаты представителей от штата Флорида Марии Эльвиры Салазар.
Законопроект вводит для мигрантов так называемый временный легальный статус (Temporary Legal Status (TLS)). С ним мигрант сможет в течение 10 лет спокойно жить и работать в стране с уплатой всех положенных налогов, но не получая никаких средств от государства. После истечения этого срока и при полном отсутствии нарушений законодательства (за что следует немедленная депортация) он получает грин-карту, а еще через пять лет может рассчитывать на полноценное гражданство. Причем у мигранта есть возможность получить грин-карту быстрее, чем за пять лет, если он имеет или получает высшее образование, высокую квалификацию, занимается общественной деятельностью.
В Германии, согласно исследованиям аналитиков (в частности, Центра компетенции по найму квалифицированных кадров (KOFA)), приток мигрантов в течение ближайших десяти лет поможет компенсировать сокращение трудоспособного населения из-за массового выхода многих немцев на пенсию. Для этого стране требуется приток не менее 400 тыс. иностранных граждан в год. Однако ставка делается на привлечение именно людей с высшим образованием и высокой квалификацией, нацеленных на постоянное проживание в Германии. Недавно, в конце июня, Бундестаг принял закон, вводящий для выходцев из стран вне ЕС с какой-либо квалификацией (врач, инженер и т.п.) или высшим образованием «Карту возможностей». Если ранее для получения рабочей визы специалисту нужно было иметь приглашение на работу от конкретной организации, то с «Картой возможностей» он может проживать в стране год и искать работу самостоятельно, а его квалификация будет признана в Германии по упрощенной процедуре. При оценке заявок используется система баллов, где кандидатам будут начисляться очки в зависимости от возраста, связи с Германией, опыта работы и знания немецкого языка.
Некоторые эксперты рекомендуют государству взять на себя частичное или даже полное субсидирование расходов мигрантов на проживание в стране. Но неизвестно, идет ли речь обо всех мигрантах, в том числе работниках без квалификации, и будут ли эти инициативы обсуждаться на законодательном уровне.
Компенсировать снижение уровня рождаемости и старения населения и восполнить трудоспособные ресурсы с помощью привлечения квалифицированных мигрантов намерены и власти Канады. Здесь правительство в течение трех лет планирует привлечь в страну почти 1,5 млн иностранных граждан, что позволит увеличить численность населения в среднем на 4%. Ставка также делается на специалистов в своих профессиональных областях. К 2025 году доля людей, которым облегчен въезд в страну при наличии востребованной квалификации, должна достигнуть 60-65%. Кстати, похожую меру разрабатывали и власти Великобритании в течение недолгого периода премьерства Лиз Трасс.
В Азии
Среди азиатских стран, как бы это парадоксально ни звучало, наиболее заинтересован в активном привлечении всех категорий трудовых мигрантов только Китай. Страна стремится закрыть дефицит рабочих рук, вызванный старением населения и снижением рождаемости (среди причин системного снижения рождаемости – последствия политики «Один ребенок на семью») с одной стороны, а с другой – быстрым восстановлением производств после пандемии. Правда, в Китае необходимые меры приняты уже давно - еще в 2013 году облегченная процедура въезда в страну была принята для этнических китайцев, родившихся и проживавших за рубежом, а в 2017 году Китай ввел упрощенную процедуру оформления повторных виз для трудовых мигрантов.
Ближний Восток
Остается немало стран, где социально-экономическая роль трудовых мигрантов не берется в расчет. Так, в крупнейших государствах Ближнего Востока, таких как Саудовская Аравия или ОАЭ, где экономика бурно растет и давно сложился переизбыток гастарбайтеров, миграционная политика строится на принципиально других началах. Например, в ОАЭ, где мигранты составляют порядка 85% населения, действует известный принцип сегрегации в отношении мигрантов (любую должность, даже не требующую квалификации, мигрант имеет право занять только после того, как от нее отказался гражданин ОАЭ), фактический запрет на нахождение в стране без работы. Одновременно упрощены схемы депортации нелегальных мигрантов. Здесь эти и другие меры введены для того, чтобы численность мигрантов находилась под контролем и могла быть резко снижена при необходимости.
Итог
Взгляд на роль трудовой миграции в мире начал существенно меняться. Она перестает восприниматься как дешевый и быстро восполняемый ресурс, позволяющий закрывать дефицит кадров в моменте. Растет оценка позитивного влияния миграции на социальную и экономическую ситуацию принимающих стран. На основе этой оценки в разных государствах осуществляются попытки создать механизмы для более глубокой адаптации мигрантов, улучшения условий их труда, устранения дискриминационных моментов в миграционной политике. Примечательно, что одновременно ужесточается контроль за нелегальной миграцией – нелегалы попросту вытесняются из таких схем.
Интересно посмотреть, какие из перечисленных практик будут внедрены в нашей стране и какой дадут эффект, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе».