November 25, 2019, 05:46 AM
Дмитрий Моргулес

Ориентирование на местности. Как челябинские «территориальные» вице-губернаторы работают в муниципалитетах

Около месяца назад губернатор Челябинской области Алексей Текслер включил в структуру областной власти двух заместителей, отвечающих за ситуацию непосредственно на территориях. Станислав Мошаров отвечает за горно-заводские и северные муниципалитеты региона, а Евгений Голицын — за «южный» куст. ЕАН попробовал выяснить, чем же занимаются новые вице-губернаторы, и отправил своего корреспондента в рабочую поездку с одним из них.

Черная Toyota выезжает на М5 и берет путь на Миасс. Вице-губернатор Станислав Мошаров не выпускает из рук телефон.

«Вера Николаевна, что у вас с покупкой жилья? Я в курсе, что есть проблемы с приобретением 1-комнатных квартир. Что собираетесь предпринять? Как? Когда? У нас с вами вариантов нет. Люди должны быть расселены в срок, — жестко произносит Мошаров. На связи, разумеется, Верхний Уфалей и его глава Вера Ускова, речь о расселении многострадальных жителей дома № 12 по улице Ленина. Деньги выделены, но выполнение распоряжения губернатора региона Алексея Текслера приходится контролировать постоянно, практически в ежедневном режиме. — И еще мы договорились с администрацией Челябинска, подключат их специалистов. Замглавы Надежда Сергеевна Рыльская. Значит, берете своих сотрудников, приезжаете в Челябинск, и они вам наглядно покажут, как правильно оформлять эти документы. Контакты Надежды Сергеевны сейчас отправлю».

Закончив разговор, Мошаров вздыхает, слегка улыбается и поясняет, что контролировать приходится вот так, в «ручном режиме», и иначе пока никак. Сама ситуация в городе очень непростая, уровень компетенции местных чиновников не то чтобы радует, а задание губернатора надо выполнить в любом случае. И не только потому, что это задание губернатора, а прежде всего потому, что речь о людях и нормальной обустроенности их жизней.

Следующая «на проводе» - врио главы Чебаркуля Светлана Виноградова: что-то случилось в одном из образовательных учреждений города. Потом еще и еще…

«А мы Бишкиль уже проехали? — обращается Мошаров к водителю. — Давайте-ка проедем, посмотрим, как сделали дорогу и остановки».

Не «разворот Текслера», конечно, но «поворот Мошарова». 

А дело-то вот в чем. В свое время на стыке Чебаркульского и Сосновского района случилась коллизия: надо было в одном поселке поставить автобусные остановки, но дороги к ним шли по другому району. В итоге, разумеется, толком не было сделано ни то, ни другое. Ситуация дошла до Алексея Текслера, тот велел разобраться и исправить положение дел. Проверять приходится Мошарову. Причем уже не в первый раз. Потому что с главами иногда лишь как в старой поговорке «доверяй, но проверяй».

К поселкам ведет достаточно твердая грунтовая дорога.

«Так, здесь отсыпали нормально, не то что было раньше. Похоже, Ваганов (глава Сосновского района, — прим. ЕАН) все сделал», - говорит Мошаров. Дальше проверяем сами остановки. Простые конструкции, профнастил. Небольшой фундамент, отсыпка дресьвой. Для отдаленного села — очень даже ничего. 

Едем дальше.

Миасс — наверное, самый непростой город на политическом пространстве Челябинской области. Отчаянная драка между несколькими группами влияния, самоустранение от участия в местной политике крупнейших предприятий города, коррупционные скандалы, приведшие к «посадке» нескольких последних мэров, категорическое неприятие местными элитами почти всего, что пытаются им подсказать из областного центра…

Разумеется, все происходящее не может не сказываться на городском хозяйстве. Задача Мошарова — не просто провести рабочее совещание, выслушать объяснения по текущим проблемам и задать установки на ближайшее будущее, но и «прощупать» то, что на самом деле происходит в городе, понять, насколько вменяемы и компетентны те, кто сейчас управляется с городским хозяйством. 

В кабинете главы города Григория Тонких Станислав Мошаров занимает место во главе стола для совещаний. Тонких представляет своих заместителей и начальников ключевых управлений. Чувствуется некая нервозность.

«Первое, что хочу сказать, — произносит Мошаров, — мы работаем не для надзирания за территориями, а чтобы помогать вам и ежедневно решать вопросы развития. И главное — мы должны составить пятилетний план развития города. И не просто написать какую-то формальную бумагу, а реальный план, который будет закреплен в бюджете города на ближайшие годы. В этот план должно войти все — от каких-то местных «хотелок» до того, что будет финансироваться в рамках нацпроектов. А после создания мы должны будем обсудить этот план развития с жителями. Так, кто работает с минэкономразвития?»

И пошло-поехало. Вроде бы обычные вопросы-ответы про обычную чиновничью рутину — целевые показатели, программы, объекты, финансируемые по нацпроектам, выполнение поручений губернатора, готовность к отопительному сезону, сроки сдачи и проблемы на конкретных объектах... 

Бойчее всех коллег по мэрии выглядит 30-летний Сергей Сесюнин, замглавы по экономическому развитию и инвестициям. 

«В городе 3,5 тыс. субъектов малого предпринимательства, — подчеркивает Сесюнин. — Кроме того, зарегистрировано 3140 индивидуальных предпринимателей». Объясняет, что скоро, к лету будущего года, начнет работу многофункциональный центр, рассчитанный именно на малый бизнес. МФЦ расположат в пристрое к зданию мэрии — там даже есть отдельный вход.

Отдельно про статус ТОСЭР — территории опережающего социально-экономического развития, — который получил Миасс. С одной стороны, этот статус позволяет инвесторам рассчитывать на серьезные льготы при создании новых предприятий. С другой — похоже, что сами процедуры и критерии, заложенные в федеральном законодательстве, часто оказываются слишком сложными для тех, кто хотел бы создать что-то новое, используя этот статус.

«Мы в общей сложности провели около 70 консультаций по обращениям от потенциальных инвесторов. Тех, кто планирует или собирается делать бизнес-план будущих предприятий, подпадающих под статус ТОСЭР, — около 20, — поясняет Сергей Сесюнин. — К сожалению, составить такой бизнес-план, который бы подпадал под все требования техзадания и под смысл, который вкладывается в ТОСЭР, очень сложно. Постоянно работаем с Акбашевой (замминистра экономического развития области, — прим. ЕАН), подготовили три бизнес-плана. Еще два, после того, как мы их посмотрим в рабочем порядке, будут направлены на предварительное согласование. Перед нами стоит задача — не менее пяти резидентов. И у нас нет иных вариантов. Правда, у инвесторов есть определенные опасения по налогообложению. Мы уже четвертый месяц пытаемся договориться с областной налоговой по вопросам, связанным с применением льгот...»

В целом руководство мэрии выглядит достаточно компетентным. Ответы, как правило, уверенные. Глаза, словно нашкодившие ученики, не прячут. Если есть проблемы — говорят прямо.

А возможно, сказывается то, что Станислав Мошаров почти десять лет провел на посту председателя городской думы Челябинска и до малейших деталей и нюансов знает работу муниципальных властей и проблемы, с которыми они сталкиваются. С одной стороны, это явно облегчает взаимопонимание на таких совещаниях — и вице-губернатор, и местные руководители говорят на одном языке. С другой стороны — Мошарова вряд ли удастся обвести вокруг пальца, как это иногда получается с другими высокими начальниками, не вникающими в детали местной проблематики.

Много говорили о том, что руководству города надо чаще общаться с людьми.

«Вы сами человек в этом плане опытный, два раза депутатом избирались, - напоминает Мошаров Тонких. — Надо налаживать вместе с заместителями эту работу».

«Мы постоянно проводим приемы граждан. И официально, в часы, указанные в графике, и, конечно, не только в них, — отвечает Тонких, и его замы начинают кивать головой в такт словам своего руководителя. — И встречи, и «прямые линии». У нас есть не только муниципальные, но и частные ресурсы, которые все мои выходы в территории в прямом эфире выдают. К сожалению, порой на встречах много специально «подогретых» граждан…»

Руководитель пресс-службы добавляет, что у мэрии города есть аккаунты в четырех соцсетях и отдельные аккаунты в них же — у главы города. Общаются, изо всех сил.

«Думаем, как усилить это направление. Возможно, перераспределим ставки», — замечает Григорий Тонких.

Дальше говорили про паспорт готовности к отопительному сезону, регистрацию прав собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, про ситуацию на станции скорой медицинской помощи, про обманутых дольщиков... Две ситуации, похоже, очень непростые: в одном случае, длящемся с 2011 года, не все дольщики даже могут подтвердить факт оплаты и число зарегистрированных в реестре дольщиков отличается от числа тех, кто был признан пострадавшими судом. Во второй истории предыдущим руководством области вроде было принято решение достроить дом усилиями областной КЖСИ, но потом все затормозилось, сейчас надеются на субсидирование от госкорпорации «Дом.рф». Говорили также про конкретные объекты — четыре школы, которые собираются построить, стадион, газовые сети, дорогу на Карабаш… Даже городскую баню успели обсудить.

Незаметно пролетели два часа. Сотрудников администрации, поблагодарив, отпустили, а Станислав Мошаров остался с Григорием Тонких и председателем городского собрания, депутатом Евгением Степовиком. И продолжили. Теперь уже говорили не только про городское хозяйство, но и про «внутриполитическую обстановку». 

Правда, Мошаров специально оговаривается, что задачи, связанные с внутренней политикой, в итоге будет «нарезать» профильный заместитель губернатора региона Анатолий Векшин. Но грань четкая, и понимание процессов должно быть у всех.

Затем Мошаров прощупывает то, что происходит в городе, где в следующем году пройдут выборы и в Законодательное собрание области и в новый созыв местного собрания депутатов. Кто собрался идти в депутаты, а кто, наоборот, планирует закончить с этим? Как выстраиваются в этой связи отношения с движением, которое создали в этом году крупные промышленные предприятия города?

Разговор, кстати, совсем перестал быть хоть капельку официозным и превратился в спокойное, деловое общение понимающих друг друга коллег.

«Да у нас пока задача - бюджет на следующий год принять...» — невесело ухмыляется Тонких.

«А что, проблемы?» — Мошаров делает вид, что не в курсе.

«Скорее, проблемы с теми из депутатов, кто хочет попиариться, — уточняет Степовик. — У нас ситуация на грани в части кворума. Если кто заболеет или улетит куда...»

«Если кто-то в вашей команде заболеет или улетит в ключевой момент — он не в вашей команде», — отрезал Мошаров. Но тут же слегка улыбнулся.

И снова заговорили про конкретные проблемы. Про детскую поликлинику и стационарное отделение одной из больниц. Про новое футбольное поле и новую же ледовую арену. И про планы на универсальный зал игровых видов спорта… Про купол на скалодроме, который позволит спортсменам готовиться к Олимпиаде. Про проект особой природохранной зоны вокруг озера Тургояк (на полноценный, всеобъемлющий проект планировки территории нужно 20 млн рублей). Про инвесторов, которые на словах готовы вкладываться в экологию, а на деле лишь хотят получить очередной кусок земли на берегу...

«Но самая большая проблема - это мусорная тема, — глубоко вздохнув, произносит Григорий Тонких. — Мы, конечно, пригласим поговорить нового директора ЦКС (региональный оператор, — прим. ЕАН), но… Понимаете, если раньше мусор у нас вывозил, в том числе из городских поселков, местный бизнес, то с заходом нового регоператора многие вещи прекратились. Из местных взяли подрядчиков едва-едва, и только на самые сложные объекты. Есть проблемы. Машины ходят в поселки раз в неделю. К тому же наш полигон закрыли, возят мусор в Златоуст, а с января планируют в Полетаево. Это же очень далеко и дорого… К тому же крупногабаритный и прочий мусор регоператор принимает за такие бешеные деньги, что никто туда возить не хочет».

«А в чем проблема? Контакта нет?» — интересуется Мошаров.

«Есть. Но им сильно срезали тариф, а мы не можем решить простой вопрос. Есть места, куда надо приезжать два раза в день. Но никак это не получается. А сейчас еще и местные управляющие компании начали с ЦКС «закусываться». И прокуратура нас обязывает решать проблемы со свалкой. И регоператора обязывает… Сложная история», - отвечает Тонких.

Так прошел еще час. После чего, попрощавшись с Евгением Степовиком, Станислав Мошаров и Григорий Тонких поехали осматривать один из объектов, еще недавно считавшийся проблемным, — реконструкция школы искусств.

Трудности, с которыми столкнулись городские власти, — увы, типичные: «кривой» проект, который в ходе реконструкции пришлось поправлять строителям, а в итоге затянули по срокам. Но сейчас работы близятся к завершению. И то, что строители показали, честно говоря, радовало. Почти готов новый зал для танцев (осталось оциклевать массивный деревянный пол), завершаются работы по концертному залу — он очень просторен, вместимостью около 200 человек, большая сцена, будет оборудование всем необходимым, а для хорошего звука проект корректировали специально приглашенные специалисты по акустике. 

У здания школы Станислав Мошаров еще о чем-то поговорил с Григорием Тонких, который в начале встречи изрядно нервничал, а к ее концу, похоже, успокоился и даже чуть расслабился. Оба чему-то улыбнулись, пожали друг другу руки, и Мошаров сел в служебную Toyota, которая взяла курс на Челябинск. Уже стемнело, и водитель включил головной свет.

Каждую неделю у Станислава Мошарова минимум две-три подобных поездки. Иногда за день по два, а то и по три муниципалитета.

«Миасс какой-то очень спокойный оказался, неожиданно, — говорит Мошаров своему помощнику, сидящему на переднем сиденье, а потом повернулся к корреспонденту ЕАН: — Поверьте, есть территории, где все совсем по-другому»...

Источник фото: Дмитрий Моргулес
Показать комментарии (1)
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+